Машинист паровоза Эу в форме сталинского железнодорожника обр. 1943 г.
2. Эу вместе с вагоном "РЖД-тур" стоит на крайней, "царской" платформе Витебского.
3. Пока нет туристов (они на экскурсии по вокзалу), давайте тоже зайдём в будку и осмотрим диспозицию.
4. Справа всегда машинист, это его рабочее место. Близ него виден кран тормозной магистрали (красный), и реверс (красное колесо). Вверху вблизи - рычаг регулятора пара. Чем дальше рычаг от машиниста, тем быстрей паровоз бежит. Если дернуть рычаг к себе, то поступление пара уменьшится, и скорость начнет падать. Органы управления и их расположение отработаны десятилетиями опыта, тут всё расположено со смыслом и расчётом, тем более что этот паровоз был одним из самых массовых и успешных в мире, из "рабочих лошадок". Вместе с модифкациями его было построено около 10900 экз.! И строили его необычно долго - с 1912 по 1956 (!), постоянно совершенствуя конструкцию.
5. Главный манометр, показывает давление пара в котле. Сейчас - ок. 12 атмосфер. Если возникает излишек, его всегда можно стравить. Манометры справа показывают давление в тормозной магистрали. В кадр целиком не влез водомерный уровень, показывает уровень воды в котле. Им занимается помощник, а не машинист, и если уровень понижается, то включает водонасос.
6. Этот паровоз собран в 1928 г. в Харькове. Обратите внимание на самую свежую дату освидетельствования котла: 24.1.14. Паровоз восстановлен для эксплуатации в начале 2000-х, так что котёл, как и положено, снова регулярно проверяется.
7. Место помощника машиниста слева. Сидушка у него откидная.
8. А это - зона ответственности кочегара, тендер с угольком. Бригада на паровозе - 3 человека. Стокера на этом паровозе нет, так что кидать надо вручную.
9. Топка котла, хорошо виден и рычаг для открытия.
10. Надписи у выхода из будки.
11. Вагон, прицепленный к паровозу. Тут и едут туристы, в креслах по обеим сторонам, 2+2. Проход широкий, как в бизнес-классе. Сейчас туристов ещё нет, но минут через 20 вагон будет заполнен под завязку.
12. Дают отправление нашему мини-поезду.
13. Поехали! В окне виден Императорский павильон вокзала, я про его внутренности (недоступные для обычного посещения) недавно рассказывал.
14. Прибыли на пл. 21-й км. Сейчас все высадятся, и состав поедет на переприцепку в Павловск.
15. Памятник у павильона платформы. Тут проходила линия фронта в октябре 1941 - январе 1944.
16. Потом была экскурсия по Царскосельской ДЖД, построенной совсем недавно, в начале "десятых".
17. Но мне все эти узкоколейки и детские дороги не особо интересны, я всё же больше по магистральному движению. Посмотрел цех и пошёл наружу.
18. Забавные артефакты на территории ДЖД: скамейки в ж/д стиле и капсула с посланием для потомков. А я думал, что этим баловались только в СССР - оказывается, нет, и сейчас закладывают послания :)
19. Собственно детская дорога идёт параллельно главному витебскому ходу практически до самых Шушар. Но трасса её, как мне представляется, не особо интересная - прямая и унылая. На старой Малой Октябрьской ж/д всё выглядит намного колоритней.
20. Так что вышел с территории и прогулялся по пристанционной территории Пушкина, прилегающей к платформе. Вот, сразу попался интересный ретро-артефакт, на ходу и в работе :)
21. Детская площадка с вензелем Екатерины I.
22. Акция на свининку и куру. Вообще, мне показалось, что тут мясо несколько подешевле, чем в Питере.
23. Возвращаюсь на главный ход - скоро наш поезд возвращается. Но это не наш - просто павловская элка проносится мимо.
24. А это уже наш! Но паровоз не развернули, а просто перецепили вагон взад. Так что идём теперь тендером вперёд.
25. В вагоне после экскурсии пассажиры усиленно потребляют чай.
26. Кстати, наблюдая за поведением кружек в подстаканниках, я внезапно понял, что это наилучшая иллюстрация к показу специфики именно паровозного хода, "толчкового". Он сильно отличается от плавного электровозного. Так что заказал и себе чай, и потом снял на видео толчки: чай на них реагирует очень наглядно.
27. Вот уже и Обводный. Сейчас приедем!
28. Так, тендером вперёд, и прибыли на Витебский. Выгружаемся :)
29. Вокзал.
30. Павильоны оформлены под старый стиль, очень мило. Прощаемся с вокзалом и уходим в метро.
Вся поездка заняла 4 часа, вполне динамично и необычно.
Народ, конечно, по всему пути следования крайне бурно и эмоционально реагировал на "живой" паровоз".
Спасибо пресс-службе Окт. ж.д. за предоставленную возможность протестировать лично такой тур.
Оператор поездки - компания РЖД-тур.
PS. Чуть позже выложу и второе видео, с отправлением поезда и иллюстрацией "паровозных" толчков.
Journal information