Просматривая разные книги, наткнулся на Оспреи (военно-историческую серию на английском) с асами различных стран. В них же приводится реконструированная окраска самолетов асов – по воспоминаниям, описаниям и фото. Подборки большие, только по советским асам – около 200 вариантов. А всего - более тысячи.
Я отобрал немного разных, и хочу вам показать, как выглядели боевые самолеты советских асов. Все влезло в 2 компактных серии – в первой (этой) будут Яки и МиГи, а во второй – Лавочкины и Аэрокобры.
«Одиннадцатый» И-16 легендарного капитана Бориса Сафонова – первого Дважды Героя Великой Отечественной.
Северный флот, сентябрь 1941, 72 ИАП.
Окраска пока очень лаконична.
А это период Московской битвы.
Миг-3 А.В.Шлопова. Московская зона ПВО, 6 ИАП, январь 1942.
Низ боевых самолетов еще не начали красить в «небесный» цвет.
Кок винта красный, на сильном контрасте с белым.
И – черная стрела вперед, через весь фюзеляж.
Теперь пошли разные Яки.
Як-1Б капитана Владимира Покровского, Северный флот, 2 ГвИАП, сентябрь 1943.
Звездочки сбитых он рисовал крупно на хвосте, но более интересен какой-то кошачий хищник, дотягивающийся лапой до вражеского самолёта.
Як-1Б ст.лейтенанта Александра Шокурова, Польша, октябрь 1944. 156 ГвИАП.
Кок винта синий, окраска маскировочная, осенняя, и на контрасте – знак «червей». Правда, виден не очень контрастно.
Як-3 Савелия Носова, Чехословакия, январь 1945, 150 ГвИАП.
Вся передняя часть фюзеляжа – красная. На близкой дистанции - очень приметный самолет! Не спутаешь.
Як-3 генерал-майора Захарова. На белой стреле – Георгий Победоносец, причем его каноническое церковное изображение.
303 ИАД, Литва, сентябрь 1944.
Як-7Б Владимира Меркулова, сентябрь 1943, 43 ИАП.
Все звездочки за сбитых – в один ряд, опознавательные красные звёзды не выделены белым кантом. Надпись «За Николая!» (видимо, друг или брат).
Як-7Б Арсения Ворожейкина, будущего маршала авиации в 60-е годы. 728 ИАП, Киев, ноябрь 1943.
Кок винта и кусок фюзеляжа – красные, остальное – маскировочное.
А вот очень интересный экземпляр, с акульей «пастью».
Это Як-9 Абрека Аркадьевича Баршта, разведывательный самолёт, однако со сбитыми.
1 Украинский фронт, 118 ОКРАП, Киев, декабрь 1943.
Як-9 грузина Александра Килоберидзе. 65 ГИАП, Латвия, октябрь 1944.
Самолет с драконом и стрелой, и надпись «За брата Шота». Звездочки за сбитых нарисованы внутри ромба с драконом, очень необычно.
Як-9Т Ивана Ветрова, 66 ГвИАП. 1-й Прибалтийский фронт, июнь 1944.
Звездочки за сбитые почти незаметны, ибо оттрафаречены чуть более темной краской, чем фон. И веселый лев, над крыльями.
Окончание следует (Лавочкины и Аэрокобры).
* ИАП – Истребительный авиаполк
** ГвИАП – Гвардейский истребительный авиаполк
*** ОКРАП – Отдельный корректировочно-разведывательный авиаполк
Для интересующихся – глава из книги Алексея Исаева про соотношение сбитых самолётов и методики их подсчета в РККА и вермахте; а также – более обще – про интегральную тактику использования лётчиков в СССР и Третьем Рейхе: http://militera.lib.ru/research/isaev_av2/08.html
Читайте, очень интересно, и мозги просвежает.
UPD: и дополнение к этому посту от камрада harding_1989:
http://harding1989.livejournal.com/84680.html
Там тоже Яки и И.
Journal information