Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

1954 или 1972? Распутываем железнодорожный ребус

Вчера жаркая баталия разгорелась в моём ФБ вокруг этого снимка Картье-Брессона.
И мне в итоге под напором серьёзных аргументов пришлось сдаться. А то тут переполитизированная публика иногда жалуется, что дескать, меня, переубедить невозможно. Отчего же - вполне возможно, если ты реально владеешь вопросом и в запасе есть железные аргументы. Но давайте посмотрим, насчёт чего шёл спор.
Итак, К-Брессон был в СССР в 1954 и 1972 г. и в какой-то из двух поездок сделал этот снимок.


В какой же? Атрибуция на его сайте говорит о том, что в 1954-м.
Но! Там уже сразу стоит неверная локализация - Trans-Siberian Railway: поезд Москва - Минводы на Транссибе и близко не появляется. Следовательно, надо перепроверять. Ошибок в атрибутировании советских снимков у западников просто тьма - иногда даже забавных. Они есть даже в коллекции LIFE, не говоря уже о более мелких коллекциях.

Значит, что? Надо смотреть на детали.


Моё первое предположение было таким: в 1954 конкретно такого типа ЦМВ (немецкий Аммендорф) ещё не существовало, он во второй половине 60-х у нас массово появился. До этого были похожие, первого поколения, но другая отличительная деталь - над дверью вентиляционная решетка. А на фото её нет.

Чем я руководствовался?
а) Альбомом вагонов 1993 г.: первые серии Аммендорфов там указаны 1963/64 гг. Причём ранние серии, до 1967, шли с вентиляционной решеткой над тамбурной дверью, и их легко распознать, потом она исчезла,
б) буклетом самого завода 1972 г. Там тоже такого типа нет,
в) тем, что окна на фото ещё не имели фирменной ГДР-овской фурнитуры и были не цельносдвижные,
г) беглая проверка по книжкам Мокршицкого "История вагонного парка СССР" (1946) и Шадура "Развитие отечественного вагонного парка" (1988) показала отсутствие такого типа до 1963.

На этот случай у меня специальный каталог на компе есть, вот такой, там всё сгруппировано:


Итак, я вроде как уверен и отстаиваю 1972 г. как правильный год.
(и, кстати, не только я отнёс фото к его второй поездке)

Но тут при внимательном рассмотрении выясняется, что альбом вагонов-1993 технику до 1960 г. вообще не включает в перечень, а другие проверочные книги описывают либо весь довоенный и дореволюционный (1946 г. изд.), либо только отечественный (1988 г. изд.) парк. Из массива выпадают зарубежные вагоны, поставлявшиеся в СССР, между 1947 и 1959 гг. Такой вот пробел.

Итак, теперь внимательно смотрим снимок. Важные детали тут такие:
1 - тип тележки
2 - штатный держатель номера
3 - раздельное остекление
4 - маркировка "СВПС"
Какой же аргумент оказался железным, из 4-х указанных?


Оказалось, немцы (Герлиц, Аммендорф) начали поставлять вагоны в Союз ещё с 1948/49.
Ранние серии почти не сохранились, визуально я их тоже не припоминал, хотя на старых вагонах с линкрустом наездился много в 1970-х, в школьные годы. В начале 1980-х их начали массово списывать. Но те, старые, были либо калининские, либо ленинградские. Немецких до "белых пластиковых аммендорфов", хоть убей, не помню!

- Окей, ладно, аммендорфовские вагоны были и до 1963. А где решетка над дверями?
- Её ввели только в 1959. До этого её тоже не было.
- Хорошо, а цельносдвижные окна?
- Введены в 1956-57 в конструкцию.
Проверяем - точно, на Gettyimages находится снимок, датируемый январём 1959. Хотя все старые аммендорфы, что удаётся найти в сети, только с раздельным остеклением.

- Кстати: под вагоном не просто тележки типа ЦМВ (ставились до 1960 года), а с подшипниками скольжения, что позволяет датировать вагон примерно 1952–1954 годами выпуска. И никак не позднее.
- Ну и что? Это на самом деле неважно. Хорошо, немецкий вагон первого поколения. Ладно. Но. Вагоны старой серии в 1972-м могли прекрасно ходить по сети ж/д, они ремонтировались и обслуживались. Вот, например, фото 1976 г. с "Паровоза ИС" (фрагмент снимка со старыми вагонами в депо):


- А "СВПС" на маркировке? Они в 1972-м невозможны.

Нокаут! На это ответить нечего.
Действительно, "Спальный вагон прямого сообщения" (СВПС) в 1972-м на действующем вагоне невозможен.

* * *
Вагоны с такой маркировкой появились до войны, как наследники МОСВ (Международного общества спальных вагонов). Затем маркировку стали ставить и на ЦМВ - на те вагоны высших категорий, которые включались в курьерские и некоторые скорые поезда, и были централизованно приписаны не к конкретным железным дорогам, а к управлению СВПС в Москве. А на жесткие вагоны ставили маркировку железной дороги (Лат, Омск, ЮВ, ДВост и т.п.)

После смерти Сталина в 1953-61 гг. двумя волнами произошло слияние более мелких ж/д как административных единиц (их было 56-57) в укрупнённые (стало 25 на территории СССР). И отдельную маркировку "централизованного подчинения" упразднили - вагоны приписали к конкретным железным дорогам. Так что к 1972 г. следов старой маркировки уже не осталось. Поэтому снимок - 1954 года.

Ниже посмотрим варианты маркировки.

4. Вот обычный простой вагон, межобластного сообщения (1950-е). Маркировка дороги - Лат (Латвийская).

(фрагмент фото с "Паровоза ИС")

5. А это 1960 г. Горьковская ж.д. Смотрите, маркировку тоже можно различить - Сврд (Свердловская).
Кстати, тут видны эти пресловутые вентиляционные решетки над дверьми.


6. 1980 г., снимал японец на Транссибе. Маркировка вагонов "России" - Мск. Всех категорий.


7. 1961 г. Киев. Фирменный №1/2, в составе ещё есть вагоны СВПС, причём даже без номеров.


8. 1990 г. Тут уже вообще упрощение, рельефные цифры исчезли, а введена 8-значная нумерация с проверочной цифрой для централизованной обработки.


9. И на десерт - довоенный плакат с рекламой услуг СВПС (1930-е).
Однако, тогда это были самые дорогие вагоны из всех. Цены на них кусались.


Вот такой вышел поучительный спор, в котором родилась истина! :)

PS. Да, мне ещё как аргумент против 1972 одежду приводили.
Но тут надо сказать, что на отдалённой станции по пути одежда могла быть и весьма архаичная. Всё равно надо смотреть детали.
Tags: Советский Союз, железные дороги, ретро, уход в историю, фотозагадки
Subscribe

Posts from This Journal “ретро” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 151 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “ретро” Tag