После поражения Германии в Первой Мировой он находился на одной из двух главных транспортных осей в Силезии, которая глубоко вдавалась в польские пределы этаким длинным полуостровом. И вот, один австрийский художник возомнил себя фюрером, и решил прирезать к Германии пару-тройку миллиончиков кв.км. полезной площади - для просторного жизненного пространства нации. Лигниц вместе со всей Силезией по итогам лихих походов фюрера у немцев отняли, передвинули границу на Одер и Нейссе, немцев оттуда турнули (вместе с Померанией и Восточной Пруссией выгнали их около 9 миллионов) - а территорию подарили новой Польше.
Стал немецкий Лигниц в 1945-м польской Легницей, и разместился там после войны штаб советских войск - т.н. СГВ. Войска разместились периметром у новых германских границ, для предупреждения возможной агрессии - ну а Легница на долгие 48 лет (1945-1993) стала советской воинской твердыней. Гарнизон вместе с членами семей офицеров составлял 70-75 тыс.чел., и там выросли и родились многие наши сограждане, сохранив тёплые воспоминания об этом городе. Не зря его в Польше называли "Малой Москвой" и потом даже сняли слезливый романтический фильм. Сюда прибывали беспересадочные вагоны из Союза и одно время существовал даже поезд Киев - Легница.
В этом посте я вам расскажу о станции и вокзале города Легницы, экс-Лигница. Надо сказать, что вокзал обладает крайне редкой для железнодорожной Польши фишкой, оставшейся от германцев - огромным дебаркадером, имеющем сейчас несколько подзаброшенный вид. Таких там совсем мало - ещё есть во Вроцлаве (Бреслау) и Бытоме (Бойтен). Пойдём смотреть станцию мы с "заднего двора" - т.е. с северной непарадной стороны, и в финале похода придём к вокзалу.
Карта 1
Вот такое стратегическое положение занимал Лигниц в Веймарской республике и Третьем Рейхе до начала войны. Кроме того, что через Лигниц шла вторая (дублирующая) ж/д ось этого "немецкого полуострова", на этой карте отражённая неполно, через него при Гитлере был проложен и главный силезский автобан. Закрашенная светло-жёлтым территория - это силезские земли, отрезанные от Германии по итогам Ялты и Потсдама. Население было полностью переселено и очищено от немцев, их место заняли поляки.
Карта 2
Так выглядело положение Легницы в ПНР. Смотрите, если первая бывшая силезская ось - ж/д магистраль Кюстрин - Гронберг - Глогау - Бреслау - Оппельн - Глейвиц сохранила свое магистральное значение, то вторая (Губен - Лигниц - Швейдниц - Глейвиц) потеряла и превратилась в сеть второстепенных веток. Соответственно, и узел Лигниц тоже деградировал и потерял своё былое значение, а основной линией стало соединение Вроцлава и Дрездена.
2. Ну что же, давайте смотреть узел. Он на самом деле очень мощный и большой (был...), разные линии охватывает весь город, но примерно половина его соединений сейчас полузаброшена и почти не используется. Точно так же полузаброшен и товарный двор. На фото - экс-вокзал Лигница-Полночна. Сейчас не используется.
Железная дорога сюда пришла очень рано, ещё в 1844 г. Вот тут изложена история узла.
В 1918-1944 узел был стратегически важным в Рейхе, но судя по тому, что много старых элементов сохранилось, он перешёл под контроль советских войск без значимых боёв и не попал под тотальные бомбёжки союзников. В начале 1945 года главный ход снабжения 1-го Украинского фронта (Катовиц - Бреслау - Лигниц - Дрезден) был перешит на русскую колею 1520 мм, но примерно через год вернулся обратно на европейскую колею. Под управление "люблинским" полякам узел был передан 15 августа 1945-го, кроме линии снабжения ГСВГ.
3. Старое здание рядом - видимо, какой-то производственный участок.
4. Переходим через многочисленные пути и становится виден лигницкий дебаркадер.
5. На северных путях отстоя - большое количество электровозов на консервации.
6. Вид в "польскую" сторону (направление на Вроцлав - Катовице). Кроме путей узла, далее ещё расположен большой грузовой двор и пути для отстоя товарняков, которые интенсивно использовались во времена СГВ.
7. Центральные пути "под дебаркадером", по обе стороны - низкие платформы.
8. На один из путей пришёл 2-вагонный рельсобус из Германии (DB).
9. Приближаемся к большому дебаркадеру, наследию Второго Рейха. Это вид в "немецкую сторону" (направления на Дрезден и Губен - Берлин, второе сейчас не используется).
10. С обеих сторон дебаркадера сохранилось несколько паровозных колонок для заправки водой. Вдали на заднем плане виден первый ("советский") путь, именно туда приходили поезда и вагоны из Москвы и Киева. Увы, туда я не сходил почему-то, но обзор этой части станции есть у т-ща leesider в его посте "Легница или по следам "Малой Москвы". Часть 1. Вокзал". Пост по содержанию хороший, но там почему-то нет ни одного комментария. Сходите, почитайте - отличное дополнение к этому моему рассказу.
11. Лигницкий дебаркадер над главными путями станции, во всей его красе.
12. Проход под путями в город (в южную часть станции), но мы воспользовались другим, основным. На фото - Дмитрий papa_karl0, мы по станции ходили с ним и с Виталием dervishv. Как видите, инфраструктура несколько подзаброшена и обслуживается через пень-колоду.
13. Подходим к месту посадки пассажиров. Слева как раз виден один из местных поездов.
14. Будка какого-то прежнего назначения, ныне недействующая. Может, тут во времена оны сидели кассиры.
15. Под большим дебаркадером на 6 путей сейчас тихо и пустынно, никого нет. Ощущение какой-то забытости во времени и пространстве, и прежней интенсивной жизни. Один-два маленьких поезда оживляют картину минут на 10, и вокзал снова погружается в глухое молчание.
16. С одной стороны боковой навес дебаркадера частично выложен цветными стёклами.
17. Вид в сторону Германии, до неё тут сравнительно недалеко - около 90 км по ж/д.
18. Стульчики на платформах поставлены самые дешёвенькие.
19. Мы с papa_karl0 под молчаливыми сводами лигницкого дебаркадера.
20. Расписание по направлениям. Сейчас пассажирское сообщение осталось на 4 из 6 направлений.
21. Спуск в подземный переход.
22. Основной подземный переход по-немецки основателен и широк.
23. Выходим в вокзал. Можно выйти сразу, но мы пока посмотрим левое ("польское") крыло вокзала, на кадре - идти направо. А правое ("советское") крыло сейчас недоступно, на кадре - идти налево. Наверное, там разместились какие-то службы. Раньше там были кассы для советских военных, и для них же - ресторан и зал ожидания.
24. Выход в город.
25. Основные ("гражданские") кассы, с немецкими стоечками для очередей. Сейчас 90% окошек закрыто. Работает только одно.
26. Окошки же используются для рекламы.
27. Тут же - немного скамеек для ожидания. Планировка вокзала традиционная германская, рассчитанная на быстрое прохождение обслуживания и скорый отъезд.
28. Вид с другой стороны. Остались и люстры от 1920-х, и много элементов оформления.
29. А вот теперь выходим наружу и смотрим на вокзал с площади. Построен лигницкий вокзал был в 1927-29 гг., при Веймарской республике в модном тогда стиле экспрессионизма.
30. Вид на главный фасад (изнутри тот же вид - на снимке №23). Справа - "советская" часть вокзала, слева - "польская", доступная и сейчас. Как видите, части несимметричны.
31. Предыдущий вокзал постройки второй половины XIX века, фото 1915 г. Весьма мрачный и строгий по виду.
32. Углубляемся в город, вид на вокзал издалека.
33. И на десерт - вход на обширный товарный двор. Его виды тоже есть в посте у Конрада.
Сейчас узео работает примерно на 15-20% своей изначальной пропускной способности. Часть соединений не используется.
Спасибо организаторам: идейному вдохновителю акции Андрею Омельченко и директору проекта Дмитрию Илькову.
Journal information