Много тут собралось стран и народов - и это очень удобно в том смысле, что сразу узнаёшь тенденции, что куда клонится и кто на ком стоит. Присутствовал наш Белозеров - глава РЖД, начальник Казахстан ТемирЖолы Аскар Мамин, шеф иранских ж.д. Мохсен Агайи, грузинской ж/д Мамука Бахтадзе, балтийские поблекшие тигры, поляки, белорусы, Улан-Баторская дорога (монголы), немцы из Сименса, большой выводок французов из SNCF, гендир финской VR Микаэл Аро, лощеные китайцы и другие. Украинцев, правда, не видно и не слышно - я так и не понял, были ли тут люди с УЗ. Если и были - то искусно маскировались среди русских до степени неотличимости, безо всякой жовто-блакитной самодеятельности.
1. Общий рефрен всего мероприятия - как устоять в этом сложном периоде. Мировой транспорт в принципе чувствует себя хреновенько - сейчас мы находимся в глобальной фазе стагнации и даже в чём-то и кризиса. Падает фрахт, не растут грузопотоки, разве что контейнерооборот растёт (но не у нас, увы). Железные дороги, как кровеносная система экономики, тоже эти перепады чувствует. Но как и везде - есть нюансы. Кто депрессирует и на печи лежит, а кто и возможности использует.
2. Наконец-то на самом высоком уровне признали коллапс международных пассажирских сообщений на пространстве 1520 - то, о чём я упорно пишу тут уже года два подряд. Об этом специально упомянул и Белозеров в своём выступлении. Падение только за 2015 год - 34%. А если сравнивать с 2012 годом - то аж в три раза! С 61,6 млн. чел. до 20,5 млн. Число поездов (маршрутов) в межгосе в 2007 было 280, сейчас ожидается 124. Конечно, отчасти тут повлиял украинский кризис - но не более чем на треть. Основная причина - жесткая привязка межгостарифов к швейцарскому франку. Неудачней валюты в нынешних условиях придумать было нельзя.
Я хотел было ещё прицепить инфы, но увидел в свежем спецвыпуске "Гудка-1520" прямо готовые цифры. Читайте:
3. Санкции и Россия. Выступал хранцуз из Альстома, жаловался, что санкции мешают сотрудничеству, но всё равно надо находить возможности. "Россию изолировать невозможно" и т.п. в таком духе. Точно так же выступали и Сименсы (немцев на мероприятии было много), что "курс на стратегическое партнёрство держим на много-много лет вперёд". Но постепенно ведётся работа по отвязке ТО подвижного состава от специалистов Сименса и сертификации отечественных предприятий на право таких работ. Также, локализация уральских "Ласточек" достигла 80%.
4. Вопрос приватизации кусков ж/д и внутриотраслевой конкуренции на форуме (во всяком случае в первый день работы) звучал очень глухо и эта тема особо не педалировалась. Я очень прислушивался к тенденциям в этой нехорошей сфере, но пока новых новостей нет.
Президент РЖД Белозеров, на переднем плане - замминистра транспорта Цыденов
5. Рулят, конечно, те, кто интенсивно строит новое - казахи, китайцы, иранцы. У наследников Ксеркса и вообще бенефис с января (когда ООН с них официально сняла санкции) - все вокруг их обхаживают. Иранцы успели за время санкций построить 5000 км новых железных дорог и граничных соединений, сейчас достраивают соединение с Ираком, короткое соединение на Астару, доводят до ума трассу на Бендер-Аббас к Персидскому заливу и проч. и проч. Короче - санкции животворящие, получается, двигатель инфраструктуры при желании :) Теперь возникло множество новых вариантов сообщения Север - Юг (Хельсинки - Тегеран, Гамбург - Бендер-Аббас и др. варианты).
Шеф Иранских ж.д. г-н Агайи
6. То же самое - возникновение множества новых возможностей - наблюдается и у казахов. КТЖ особенно активно работает по международным транзитным коридорам, и Казахстан далеко ушёл от советской конфигурации ж/д, достроив ряд соединений внутри страны. Всего построено 1700 км новых ж/д. Они также обзавелись терминалами в китайском порту Ляньюнган. В общем, у них быстро растёт доля международного транзита - в Китай, Россию, Иран, Зап. Европу. Всё идёт через Казахстан.
Вот, для примера, казахстанский слайд с международными ж/д коридорами через страну. Прямо-таки пуп Евразии!
Глава КТЖ Аскар Мамин и гендир финской VR Микаэ Аро
7. Финны (VR) чувствуют себя сложненько. Грузопотоки у них упали, также негативно на транспорт повлияли санкции (груза в Россию, особенно импорта, стало много меньше). Но держатся, он рассказывал про клиентоориентированность и всё то, о чём обычно говорят в такой ситуации :)
7а. В целом, импортные перевозки из ЕС в РФ упали на 41,3% за 2 года. Импорта стало сильно меньше. Так что я понимаю жалобы финнов.
8. Проект "Райл Балтика" в очередной раз меня насмешил - не зря я его воспринимаю в основном юмористически. По словам людей из LDz, многострадальную линию теперь будут вести на Ригу, так как до Каунаса дотянули, с горем пополам. И сколько, вы думаете, будут строить? Неизвестно. Проекта пока нет, и до 2019-го включительно прибалты будут неспешно заниматься... отчуждением земель и выкупом строений. А дальше? Дальше пока непонятно. Сначала надо земли выкупить. В общем, классическое "...то Таллинннна талеко-о-о..." :)
8а. Запускается движение по 1435мм Каунас - Белосток. "А почему не до Варшавы?" - "Пока не смогли договорится, но в будущем будет..."
9. Экспансия РЖД за рубежом (только часть данных).
а) участвует в ж/д строительстве, реконструкции сети и поставках техники в Индонезии, б) то же самое, в Сербии, в) ведутся переговоры о помощи Ирану в достройке короткого соединения от Тегерана на Астару (через Азербайджан) и участии в управлении этой линией и т.п.
10. (из выступления главы иранских ж/д) - вот так будет выглядеть прямой путь Север - Юг: Хельсинки/ Турку - СПб - Мск - Махачкала - Азербайджан - Иран - выход к Индийскому океану. Иранцы взялись очень резво за дело.
И планы по достройке у них наполеоновские:
11. Грузинский шеф ж/д Бахтадзе: тоже хотят откусить свой кусочек от международного транзита.
12. По части ВСМ, к сожалению, было немного содержательной новой информации. Единственно, на декабрь 2016 планируется открытый конкурс на поставку подвижного состава поездов ВСМ Мск - Казань. Тогда и выяснится, какие на трассе будет поезда и с чьим участием. Также звучали заверения, что минимальная локализация поездов будет не менее 70%, а лучше - 80%. Производство планируется в России. Размер состава - 12 вагонов, макс. скорость - 360 км/ч.
Прозвучали также расчёты, что максимальная скорость прибыльной эксплуатации поездов ВСМ - макс. 320 км/ч. Если скорость будет выше, затраты начинают расти в геометрической прогрессии.
13. Планируется ещё ускорить "Сапсаны": довести до ума полигон южней Чудово до полноценных 250 км/ч, примерно до Бологое. Сейчас ведётся реконструкция. На сколько в итоге будет сокращён маршрут (сейчас 3:45), пока не ясно.
У тренажёра виртуальной реальности "Сименса"
14. По экспансии двухэтажек на сети РЖД. Сейчас в эксплуатации 170 вагонов (до запуска поезда 036 СПб - Адлер).
Какие будут новые 2-этажные маршруты в ближней перспективе?
Москва - Екатеринбург (купе), Москва - Ярославль (сидячка, аналогичная воронежскому экспрессу).
Заказываются ещё 74 2-этажных вагона для линии СПб - Мск, тема пошла на ура.
15. Любопытный факт: транзит Японии через Россию в Европу по Транссибу вырос в 2015 г. в 9 раз (!), до полумиллиона тонн.
16. Ещё один интересный факт: 80% пассажиропотока России обеспечивают всего 150 направлений от столичных регионов (такие, как Москва - Екатеринбург, Петербург - Вологда, Москва - Северный Кавказ и т.п.). Ещё 260 направлений между облцентрами дают 15% трафика. И оставшиеся 5% пассажиропотока падает на оставшиеся 1450 направлений.
Пленарка, 1 день форума. Президент РЖД Белозеров (в середине) и замминистра транспорта Цыденов
(что там за колоритный чел за спиной Белозерова, кто скажет? такое ощущение, что я его неоднократно видел в РБК-ТВ)
PS. Пока всё, по возвращению сделаю ещё пост по Форуму, с нормальными слайдами.
Этот пост написан "с колёс", тут на месте. Так что могут быть невольные ошибки.
PPS. В 17.15 отбываю отсюда в Питер новым 2-этажным поездом №036 - протестирую новый 2-этажный маршрут.
Интересен он тем, что ускорен относительно традиционного "адлерского" аж на 12 часов - на полсуток (!!!). Идёт вместо 2 суток, как раньше, 37-38 часов. Заодно постараюсь посмотреть завтра, что видно по украинскому обходу, если смогу.
Journal information