Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Фронтовое расписание из Москвы. Весна 1942 года

Прислали мне тут на днях интересную наводку на расписание поездов в прифронтовой зоне Москвы на весну 1942-го (!!!), утверждённое штабом Западного фронта. Наводка действительно очень любопытная - именно из неё для меня подтвердился точный факт непрерывного курсирования поезда Москва - Владивосток в самые напряженные моменты войны. До этого у меня были только косвенные свидетельства.


Документы ВОСО Запфронта - под катом.
Мои комментарии:

1. Из приведенных документов можно вычленить те вокзалы, которые реально работали в условиях военного положения в столице на регулярное движение (хотя бы 2-3 пути), а не были целиком превращены в отстойники санпоездов или неиспользуемых классных вагонов. Это Северный (Ярославский), Ржевский (Рижский), Курский, Казанский, Павелецкий, Белорусский (!), Киевский (!!). Т.е. 7 из 9 московских вокзалов. Ленинградский и Савёловский вокзалы не работали на регулярку.


2. С 22 февраля 1942-го, почти сразу после освобождения западных районов в ходе Московской битвы 1941-42 гг., на побывавшие под немцем Можайск, Волоколамск и Калугу запустили регулярные (!) пригородные поезда. Конечно, не факт, что они всегда ходили строго по расписанию, и скорей всего, посадка в них производилась по пропускам, а не по билетам (это надо прояснять дополнительно). Но сам факт их введения внушает уважение. Т.е. из ближнего тыла Запфронта отпускнику из войск, интенданту или командировочному можно было уехать пригородным по расписанию.

3. По дальним поездам. Как видим, из довоенных был сохранён самый дальний поезд - № 3/4 Москва - Владивосток. Сохранились Москва - Ташкент №21/22 - и, как видите, на пресловутый "ташкентский фронт" при наличии пропуска-билета можно было уехать без пересадки, напрямую. Ташкентский поезд также обслуживал и военную "запасную столицу" Куйбышев, идя через него. Тот же номер по нечётным шёл на Алма-Ату.

Ходил Москва - Тбилиси № 13/14 следованием через Сталинград - Сальск - Тихорецкую. Тбилисский поезд явно не пережил лето, после примерно 10 июля 1942 у него уже не было шансов пройти по маршруту. Любопытно, что он сохранял неизменный номер на сети ж/д СССР более полувека - в 1991-м он тоже был №13, пока после абхазского кризиса 1992 г. железку в ходе войны не перерубили окончательно. Ходили поезда по казанскому ходу - №19/20 на Казань и по горьковскому через Владимир - там аж целых два поезда на Горький - по четным и по нечётным, по разному расписанию.

Сохранился также Москва - Астрахань №27/28 через Тамбов - Саратов - Красный Кут. Этот предположительно мог и сохранить курсирование после сталинградского наступления немцев, ибо обслуживал крайне важное направление, где шли нефтяные составы из Баку, с перегрузом на портах Каспия. Там везде была нужда и в гражданских спецах. Из ближних точек пассажирские ходили на Тулу, Калугу, Егорьевск.

4. Обратите внимание, что в войну напрочь исчезли скорые, почтовые и курьерские поезда, остались одни пассажирские. Это связано с тем, что на прифронтовых дорогах действовал воинский график и понятие приоритета исчезло, равно как и сложная довоенная диспетчеризация движения на станциях. Чаще всего поезда двигались по перегону "один-за-одним", с одинаковой скоростью - все, от воинских до санитарных и пассажирских. Сложное регулирование движения с приоритетом вернулось на сеть только после 1943-го.

5. Шапка расписания.


6. Лист 2.


7. Лист 3.


8. Лист 4.


В общем, отличная наводка! Спасибо :)
Tags: Советский Союз, анализ, архив, военная история, железные дороги, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “Советский Союз” Tag

  • Лаборатория Перископа: второй месяц

    Новое в Лаборатории Перископа за прошедшие 4 недели. 1) Опубликовано 9 глав книги: 8. От коммунистов до колонизаторов. Баня 9. Контрасты…

  • Кто и как развалил СССР? (о книге "Коллапс")

    На Карнегах.ру появилась интереснейшая рецензия на новую книгу про процесс распада СССР (В. Зубок "Коллапс"). Сама книга пока англоязычна, хотя…

  • На чём Горький приехал в СССР в 1931-м

    Расшифровывал вот эту известную фотографию Горького при его втором приезде в СССР (1931). Какое-то время я думал, что все банально: это его фото в…

  • Служил Гаврила машинистом

    Как можно простой железнодорожный снегоочиститель превратить в поэтический объект с элементами романтики и мистики? Эта задача решаема, если в твоей…

  • Куравлев и время

    Зашёл в интернет, впервые за два прошедших дня: вся лента в снимках Куравлева. Сразу понял, что он ушёл - так как ещё числа с 10-го газеты его уже…

  • 78 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда

    К 78-й годовщине снятия блокады Ленинграда - 4 вырезки из "Красной Звезды" за 27 января 1944 года. Особо рекомендую прочесть очерк "Три города", где…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Советский Союз” Tag

  • Лаборатория Перископа: второй месяц

    Новое в Лаборатории Перископа за прошедшие 4 недели. 1) Опубликовано 9 глав книги: 8. От коммунистов до колонизаторов. Баня 9. Контрасты…

  • Кто и как развалил СССР? (о книге "Коллапс")

    На Карнегах.ру появилась интереснейшая рецензия на новую книгу про процесс распада СССР (В. Зубок "Коллапс"). Сама книга пока англоязычна, хотя…

  • На чём Горький приехал в СССР в 1931-м

    Расшифровывал вот эту известную фотографию Горького при его втором приезде в СССР (1931). Какое-то время я думал, что все банально: это его фото в…

  • Служил Гаврила машинистом

    Как можно простой железнодорожный снегоочиститель превратить в поэтический объект с элементами романтики и мистики? Эта задача решаема, если в твоей…

  • Куравлев и время

    Зашёл в интернет, впервые за два прошедших дня: вся лента в снимках Куравлева. Сразу понял, что он ушёл - так как ещё числа с 10-го газеты его уже…

  • 78 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда

    К 78-й годовщине снятия блокады Ленинграда - 4 вырезки из "Красной Звезды" за 27 января 1944 года. Особо рекомендую прочесть очерк "Три города", где…