Документы ВОСО Запфронта - под катом.
Мои комментарии:
1. Из приведенных документов можно вычленить те вокзалы, которые реально работали в условиях военного положения в столице на регулярное движение (хотя бы 2-3 пути), а не были целиком превращены в отстойники санпоездов или неиспользуемых классных вагонов. Это Северный (Ярославский), Ржевский (Рижский), Курский, Казанский, Павелецкий, Белорусский (!), Киевский (!!). Т.е. 7 из 9 московских вокзалов. Ленинградский и Савёловский вокзалы не работали на регулярку.
2. С 22 февраля 1942-го, почти сразу после освобождения западных районов в ходе Московской битвы 1941-42 гг., на побывавшие под немцем Можайск, Волоколамск и Калугу запустили регулярные (!) пригородные поезда. Конечно, не факт, что они всегда ходили строго по расписанию, и скорей всего, посадка в них производилась по пропускам, а не по билетам (это надо прояснять дополнительно). Но сам факт их введения внушает уважение. Т.е. из ближнего тыла Запфронта отпускнику из войск, интенданту или командировочному можно было уехать пригородным по расписанию.
3. По дальним поездам. Как видим, из довоенных был сохранён самый дальний поезд - № 3/4 Москва - Владивосток. Сохранились Москва - Ташкент №21/22 - и, как видите, на пресловутый "ташкентский фронт" при наличии пропуска-билета можно было уехать без пересадки, напрямую. Ташкентский поезд также обслуживал и военную "запасную столицу" Куйбышев, идя через него. Тот же номер по нечётным шёл на Алма-Ату.
Ходил Москва - Тбилиси № 13/14 следованием через Сталинград - Сальск - Тихорецкую. Тбилисский поезд явно не пережил лето, после примерно 10 июля 1942 у него уже не было шансов пройти по маршруту. Любопытно, что он сохранял неизменный номер на сети ж/д СССР более полувека - в 1991-м он тоже был №13, пока после абхазского кризиса 1992 г. железку в ходе войны не перерубили окончательно. Ходили поезда по казанскому ходу - №19/20 на Казань и по горьковскому через Владимир - там аж целых два поезда на Горький - по четным и по нечётным, по разному расписанию.
Сохранился также Москва - Астрахань №27/28 через Тамбов - Саратов - Красный Кут. Этот предположительно мог и сохранить курсирование после сталинградского наступления немцев, ибо обслуживал крайне важное направление, где шли нефтяные составы из Баку, с перегрузом на портах Каспия. Там везде была нужда и в гражданских спецах. Из ближних точек пассажирские ходили на Тулу, Калугу, Егорьевск.
4. Обратите внимание, что в войну напрочь исчезли скорые, почтовые и курьерские поезда, остались одни пассажирские. Это связано с тем, что на прифронтовых дорогах действовал воинский график и понятие приоритета исчезло, равно как и сложная довоенная диспетчеризация движения на станциях. Чаще всего поезда двигались по перегону "один-за-одним", с одинаковой скоростью - все, от воинских до санитарных и пассажирских. Сложное регулирование движения с приоритетом вернулось на сеть только после 1943-го.
5. Шапка расписания.
6. Лист 2.
7. Лист 3.
8. Лист 4.
В общем, отличная наводка! Спасибо :)
Journal information