Смотрел последнюю, "берлинскую" серию особо внимательно - немного другими глазами, чем раньше; как человек, прошедший недавно все эти места внимательно и пешком на местах - от Карлсхорста до места рейхсканцелярии и сопоставлявший всё это на местности...
Надо сказать, некоторые "знающие" снова ищут в ней несостыковки по оружию и какие-то технические огрехи. Да, они есть - и не только технические, но и исторические. Например, Гитлер, по описаниям очевидцев тех событий, все-таки застрелился, а не принял яд. Наши сдвинули его смерть в менее почетный ряд, что обьяснимо.
И тем не менее... художественно это очень сильное произведение. Я помню, как десятилетним пацаном бегал смотреть его на большом экране, помню свой неподдельный восторг. А потом пятнадцать лет подряд либерастические СМИ дружно и слаженно пытались его обгадить, как "образчик советского вранья и мифов". Какое-то время не показывали.
И что в результате? Почти все их усилия прахом (почти - потому что больные на голову "девяностыми" остались). "Освобождение" не просто вернулось на экраны, лет пять назад, но еще и прошло цветной ремастеринг, который, вообще-то, стоит очень недешево. Снова его смотрят миллионы. Я - так с удовольствием (и это несмотря на то, что оккупационное наше ТВ разбавляло его большими рекламными вставками. Могли бы и воздержаться, на мой взгляд).
А почему смотрят? Потому что "Освобождение" - это не пособие для выпускников по истории войны. Это - эпос. Причем настоящий, качественный эпос, с драматическими поворотами и несколькими параллельными сюжетными линиями.
На одном из жежешных обсуждений этой эпопеи очень хорошая мысль прозвучала, я с ней полностью солидарен:
Любое подобное кино - пропаганда. Важно лишь - что именно оно пропагандирует. Условно говоря - как изображены на войне русские?
Как "злобные карлики", посылающие детей на диверсии - да так, что этому ужасаются даже фашисты?
Как толпы тупых леммингов, заваливающих трупами берега Волги?
Или как стойкие герои и хорошие солдаты, освобождающих свою Родину?
Journal information