Эта часть - не про поезд, а про ресторан. Точней, про польский вагон-ресторан компании Wars, который к поезду цепляют на Варшаве-Всходне и он затем следует с ним до берегов Средиземного моря. А если ещё точней - то это сказ про то, что стиль и марка тоже имеют свою цену, не всегда выражаемую в текущих бизнес-показателях, но которая очень чувствуется пассажиром.
Небольшое лирическое отступление.
Польское предприятие Wars было создано ещё в 1948 году, как специализированная компания по управлению вагонами-ресторанами. Затем в период социалистической ПНР оно разрослось, укоренилось и стало законодателем мод в области предоставления пассажирских сервисных услуг на железной дороге - причём, не только в ресторанах, но и в спальных вагонах. Во времена СССР многие международные поезда советских железных дорог после пересечения границы Союза в сообщении на Европу цепляли к себе именно польские вагоны-рестораны. Когда социализм в Польше пал, Wars не умерла, а сохранила свою нишу и даже увеличила её. Сейчас компания владеет ещё и сетью вокзальных ресторанов, кафе и многими другими активами. Принадлежит 50/50 казначейству Польши и PKP (польским ж/д).
Сейчас она же успешно сотрудничает и с РЖД, обеспечивая международные поезда оной на Европу своими вагонами-ресторанами. И пользуется успехом - перед поездкой я получил сразу три рекомендации "обязательно посетить польский вагон" от трёх разных читателей, совершенно не связанных между собой и работающих в разных сферах. "Значит, не зря, и надо сходить посмотреть..." - подумал я, и не прогадал.
2. ...И вот, выйдя утром погулять в Богумине, я увидел белый польский вагон, прицепленный третьим по счёту с конца поезда.
3. Ну что, сходим туда? :)
4. Проходим в ресторанную зону.
5. Одна сторона вагона - с 2-местным рядом.
6. Другая - с 4-местным. То есть, есть вариант рассадки и на компании, и на одиночек, и на пары.
7. Общий план ресторанной зоны вагона.
8. Стильные светильники, ощущение уюта в каждой детали.
9. Плетёные корзинки для хлеба (который, кстати, свежевыпеченный). Меню на разных языках. На русском в том числе. Русский работниками распознаётся сразу, и мне приносят нужный вариант.
10. Вся посуда - в общем стиле Wars. Многое из предметов брендировано, но не до помрачения маркетологического сознания, а умеренно.
11. Цены в меню безусловно, не низкие, но и не 100% наценка к обычным кафе, как это части водится у нас.
12. Есть и конструктор завтрака, есть и готовые варианты. Скажем, яичница о 3-х яйцах стоит 5-6 евро, а порция сосисок - 8.
13. Более серьёзные блюда.
14. Цены на спиртное.
15. По пути "туда" питание у меня входило в билет (оно входит в категорию "люкс"), а вот обратно я уже питался за свой счёт, так как тестировал стандартный вагон. Вот такая сервировка завтрака на пути "туда", это 8-евровый его вариант. Всё вкусно и свежее.
16. Подстаканники в польской железнодорожной культуре не используются, тут в ходу фарфор. Граница подстаканниковой идентичности проходит по Бресту-Центральному.
17. В углу ресторанной части расположен бар. Я трижды просил работниц тарелки и ножа сфотографироваться для блога, но все три раза получил категорический отказ. Ладно, это их право. Почему-то проводники фотографируются обычно, а работники ресторанов - нет. И не только польские, но и наши.
18. А это вечерняя обстановка вагона. Тоже очень стильно и уютно. Громкая музыка тоже не практикуется, что хорошо.
19. На обратном пути брал ужин с вином. Картошка со шницелем и овощами. Тоже норм.
20. Вид на бар, время ужина.
21. Поэтому совершенно неудивительно, что в центральном польском музее ж/д в Варшаве есть свой большой зал компании Wars (снимок с моей осенней поездки 2012 года). Это теперь уже неотъемлемая часть традиции польских железных дорог.
22. Брендированная посуда Wars (1960-е).
23. Меню вагона-ресторана Wars в советском международном поезде на Париж (1970-е).
24. Интерьер вагона-ресторана компании, вторая половина 1960-х.
Снимки 21-24 сделаны во время похода в музей ж/д в Варшаве.
* * *
Но по большому счёту, этот пост - о том, чего больше всего не хватает поезду Москва - Ницца. А не хватает именно стиля, сейчас там господствует корпоративная безликость. Сам по себе поезд для Европы уникальный - проходит через 8 стран, маршрут интересный и длинный. Вагоны в 2015-м тоже полностью переоснастили - и теперь они, возможно, самые лучшие из спальных ночных вагонов в Европе (и 1-й и 2-й классы). От человеконенавистнической идеологии еврокушета окончательно ушли в пользу просторной советско-восточногерманской купейной планировки. Осталось добавить стиль. Его нет, хотя для такого поезда должен быть обязательно - своя посуда, название поезда, цветовая гамма. И это для образа поезда только пойдёт на пользу, в глазах туристов. Он обретёт своё неповторимое узнаваемое лицо, как вот эти самые рестораны Wars.
Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Journal information