Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

20 лет спустя. IV - Камчатская автомобилизация и её гримасы

От лирики и вступительных красот переходим наконец к прозе повседневной жизни :)
Эта часть - про обвальную автомобилизацию Петропавловска.

Вообще, знаете ли вы, какой самой автомобильный регион в России? Москва, забитая железными повозками по горло в десять рядов? - нет. Может быть, Владивосток - с его самыми наглыми в стране водилами? Тоже нет. Сахалин, самый близкий к автомобильной Японии? И опять неправильно!
Самый-самый - это Камчатский край, и его столица Петропавловск, где в агломерации П-К - Елизово - Вилючинск расположено 80% населения края и ещё больший процент машин.

[...] На верхней строчке пьедестала - Камчатский край, в котором на тысячу человек приходится целых 472 автомобиля. На втором месте тоже не столица, а Приморский край, где на то же число человек приходится 437 машин. На третье же место по обеспеченности легковыми автомобилями вышла Московская область (347 штук). Замыкают пятерку лидеров по насыщенности Калининградская (344) и Калужская (342) области. Столица России находится на 22 месте с показателем 308 автомобилей на тысячу жителей мегаполиса.

Разумеется, такая насыщенность автомобилями порождает разные интересные явления и всякие извращения. Мне, после 20-летнего отсутствия, было дико видеть немаленькие пробки в небольшом в принципе 180-тысячном городе (размером примерно как 1/3 нашего Приморского района СПб). Казалось бы, откуда они там берутся, куда там в такой плотности ездить? А вот. Они есть, и не такие уж безобидные. Более того, внутрирайонные проезды насыщены автомобилями так, что приходится всё время шарахаться в сторону, идя вдоль домов внутри микрорайона - машины практически непрерывно ползут во все стороны, как муравьи.

Петропавловск. Гаишник "работает" в центре


2. С пробками в городе сталкиваешься практически постоянно. Всё время стоит кольцо Нового рынка, где пересекаются дороги на Силуэт, Северо-Восток, Горизонт и на выезд. В выходные - здоровенная пробка на выезд в сторону Елизово. В будни - в город. Множество более мелких пробочек в районе КП, на 6 км - Силуэте, на 8 км, в районе горисполкома и ещё во многих местах города. И это сильно тормозит движение. Если 20-25 лет назад автобус ехал на ЖБФ с 10 км примерно 42-45 минут, то сейчас - сильно больше часа, если днём.


3. В будни практически везде по главной оси города - скопления машин. Для сравнения, вот моё видео 1996 года с этого же района. Посмотрите, как было свободно на дорогах. Так что за 20 лет число машин (относительное) по моей оценке увеличилось примерно в 4-5 раз. При том, что население города упало почти на треть. Ввозят, конечно, на 95% подержанные праворульки, но есть и "левые" из новых иномарок. Автобусы в основном корейские, леворульные.


4. Непрерывный поток машин на оптовой базе на 8 км, в обе стороны. Такое ощущение, что даже 30 метров до конкретной торговой точки камчадалы не могут пройти пешком.


При этом, надо честно сказать, что дорогами и расшивкой движения в Петропавловске занимаются. И весьма активно. Строятся разные соединительные хорды, та же Вулканная - Чубарова, Кавказская; за двадцатилетие построено много мелких междурайонных соединений, которых раньше не было. Сами дороги (две основные оси города) вполне в порядке, состояние их неплохое. По ширине многие дороги увеличились в полосности. Светофоров тоже сильно прибавилось.

5. Вот дорога на главной оси города (10 км - СРВ). Район Силуэта.


6. А это - на дублирующей, "горизонтовской" оси. Воскресный вечер, поэтому машин мало - специально выбирал время.


7. Очень интересная автомобильная фишка города - уважение к пешеходам. Учитывая степень автомобилизации, это меня сильно удивило. На Сахалине водители понаглее, а во Владивостоке - Находке - и вообще: подрежут тебе пятки, если зазеваешься. Тут же совсем не так: уже издалека, если по нерегулируемому переходу идёт пешеход, издалека уже дают по тормозам. И даже если движение интенсивное, а пешеход один. Видимо, это приучение далось непросто: много где на дорогах сделаны "горбы", дороги везде очень насыщены камерами. Но - факт есть факт, переход здесь безопасный. Раньше, как я помню, такого пиетета на переходах не было.


8. Пример "горба" перед пешеходным переходом (БАМ). Но надо сказать, что и без "горбов" пешеходов тут пропускают безоговорочно аккуратно.


9. Относительное число машин, конечно, тут стало огромное. Даже те отдалённые уголки, которые я помню в 90-е практически безмашинными, сейчас заполнены железными конями под завязку. Вот к примеру, стояшка машин на Халактырском пляже у Тихого океана в субботу. На кадре она не вся, здесь примерно треть её. Раньше тут было на подходах 5-7 машин. Сейчас - реально сотни.


10. Светофоры расположены в основном удобно для обзора, в наличии я видел разные системы подвесок. Много где поставлены посекундные индикаторы. Вижу, этим тут тоже плотно занимаются. Молодцы. Кстати, никаких проблем для безопасности от преимущественной праворульности авто нет - а то у нас в Питере считают, что если у машины руль правый, то это какая-то прям аццкая опасность. Ничего подобного!


11. Однако, с такой степенью автомобилизации проблемой являются не только пробки, но и (даже более того) парковка. Кое-где я видел попытки её регулирования и введения в какой-то разумный предел. Вот, к примеру, разметка улицы на парковочные места в районе городской администрации, выше Морвокзала. Справа - парковка законная, слева - явочным порядком.


12. При этом всём даже там мест не хватает и пепелацы свои камчадалы паркуют где только могут, во все щели и углы.


13. Поскольку ресурс парковки в городе ограничен (ещё ведь и рельеф накладывает ограничения), то беспредела с парковкой тоже очень много. Свои повозки могут совершенно спокойно бросать на тротуарах и внутренних проездах, загораживая проходы. Вот остановка на ул. Советской - перед остановкой ряд, и на тротуаре ещё 2 ряда.


14. Могут бросить свою повозку и с нарушением правил - у перехода. Судя по обстановке, эвакуаторов там нет и поэтому можно так наглеть. Это самый центр, у почтамта и туристского центра на ул. Ленинской.


15. Спокойно бросают машины и прямо на оживлённой остановке, с интенсивным автобусным трафиком (КП).


16. Наглость при парковке практически не имеет границ. Явно тут бросили этот вопрос на самотёк, и никакой борьбы за порядок не ведётся - я первые дня три пребывал в некотором шоке. Вот, например, ул. Ленинская - пешеходная лестница у бывшего ГУМа и краевого суда. Когда-то тут было девственно чисто и свободно. Сейчас подход к ней заставлен машинами напрочь.


17. Думаете, может с другой стороны пешеходам с лестницы оставили тут проход? Чёрта с два! Вторая сторона тоже занимается тачками, так что пешеходы робко пробираются между машин, чуть не вытирая их бока своей одеждой.


18. Отношение к тротуарам у автомобилистов совершенно наплевательское, всегда можно его занять целиком (р-н Морвокзала).


19. Вот ещё, чуть ниже. Автобус на разворот стоит уже вторым рядом. И более того - я в беседах с петропавловцами даже встречал возмущения такого рода - "Нафига [там-то] делают тротуар? Вот дураки, там же никто не ходит! Зачем это? Выкидывают наши деньги на ветер, гады!". То есть, отношение к пешеходности тут совершенно презрительное.


20. Кое-где просят не ставить машины выхлопом к окнам (Главкамчатстрой).


21. Святая простота и наглость в вопросе парковки ("бросаю, где хочу!") порождает ответные меры - типа столбиков на пешеходных переходах (8 км). Это чтобы прямо тут не заезжали в зону магазинов.


22. Столбики на 10 км. Тут они стоят, чтобы ушлые торгаши не заезжали своими пепелацами к собственным ларькам.


23. Во многих районах перешеходных тротуаров нет совсем. Вот, к примеру, спуск с 5 км на 4-й по Владивостокской - две параллельных дороги, и ни одного тротуара. Приходится шарахаться от машин и идти по проезжей части, как придётся.


24. Ещё хуже ситуация с парковкой во дворах Петропавловска. Там вообще беспредел абсолютный, без тормозов. Во-первых, машины, как тараканы, обсаживают магазины со всех сторон, находя для отстоя укромные углы.


25. Здесь нет понятия "газон" или "зона парковочных мест" - бросают машины везде, где можно заехать (р-н АЗС, ул. Тушканова).


26. Всё, что не занято - там можно вставать. Газон, не газон - пофигу... (р-н ул. Бохняка)


27. На газоне стоять даже удобнее. Травка, мягко... (БАМ).


28. Можно даже на газоне поискать места поближе к парадной и ткнуться носом к окнам дома. А чоа такова? Удобно жи! :)


29. Ставят машины и у торцов дома у окон, если позволяет место (ул. Чубарова, 8 км).


30. Но самый шок я испытал, когда пришёл на третий день посмотреть свой дом по Тушканова, 10, где я жил с 1989 по 1992. Перед моими глазами предстала колоссальная камчатская лужа, а на сухих местах всё абсолютно было заставлено тачками. Так что презренному пешеходику, который по недоразумению тут существует без авто, надо пробираться между машинками и у стеночки, у стеночки - протирая заодно бока железным повозкам :)


31. Все места у окон тоже были заняты тачками.


32. Есть и такие беспредельщики, которые безыскусно огораживают парковочную территорию для своей драгоценной тачки подручными цепями и прочим. Интересно, этот чувак выкупил эту землю юридически или просто наглый? (дом тот же - Тушканова, 10).


33. Есть прецеденты огородки своих парковок и коллективно. Вот, на Северо-Востоке - видимо, жители дома скинулись и огородили свою парковку от посторонних заезжающих.


34. Кстати, когда я в ФБ публиковал примеры автобеспредела - мне написали: "Да чо ты так переживаешь, это же старые торговые районы, там всё сложно. Ты загляни в новые спальники, там всё более пристойно!". Ок. Заехал я на Северо-Восток в какой-то день. И что? Тот же самый беспредел с наглыми перегораживаниями пешеходных дорожек, отъеданием газонов и прочего.


35. Пешеходная зона на 6 км (выложена плиточкой). Как видите, по ней тоже вовсю движутся "пешеходы" на колесах в несколько рядов :)


Короче, и с дворовой парковкой в Петропавловске всё очень плохо.
Судя по всему, властям на эту проблему тоже глубоко наплевать.

36. Центральная площадь города, по этой же общей тенденции, тоже фактически превратилась в большую парковку.


37. Вот, посмотрите, что с этим делом там сейчас: практически всё зохавали машины. Они везде.


38. А так было раньше (моё фото 1988 года). Видите, как автомобилизация всё победила?


39. Ещё одно очень проблемное с т.зр. парковки место - район КП. Там беспредела тоже много.


Ладно, хватит про парковку - несколько слов об остальных автосущностях.

40. Мотоциклистов на дорогах очень мало - видимо, это развлечение тут совсем немодно.


41. Развозочно-торговую деятельность практически полностью захватили небольшие корейские машинки (в 1996 г. это делали неуклюжие зилки и ГАЗ-53). Сейчас старые советские грузовики почти вымерли.


42. Базовый грузовой парк тоже почти полностью за 20 лет сменился. МАЗов-КрАЗов практически не стало, в основном ездят завезённые с материка американцы, японцы и корейцы (на фото - японцы, но большие американцы тоже есть).


43. Из советского автопарка (которого в 1996 было ещё очень много) держатся "Волги" (видел много раз) и 03-и 06-е "Жигули". Кое-где попадаются даже и "Москвичи" (!). Но совсем мало.


44. В общем парке стало очень много внедорожников. Но не так, как в Питере: если у нас много "паркетников", то тут заметный процент джипов занимают подготовленные внедорожники, всякие бигфуты в исландском стиле. На этом многие живут в турсезон, кстати. Это направление тоже возникло и развилось за 20 лет.


45. Более того, возникли даже т.н. "джиповые улицы" - т.е. такие, по которым нельзя проехать на пузотёрке, но можно на внедорожнике. В основном в тех местах, где интенсивное индивидуальное строительство, на склонах. Вот, скажем, соединение 8 км с Сероглазкой - улица называется Рыбацкая. В 90-е этого соединения ещё не было.


46. Бензин тут дороже, чем на материке. Примерно на 20% в среднем.


47. Отличительной чертой местного автоэтикета является безоговорочная взаимопомощь на дорогах, особенно внегородских. Всегда остановятся, спросят, дёрнут, если надо. Впрочем, это и раньше было - тут всё-таки суровый Север, а не Средняя полоса России.


48. Знак камеры на полосе (Силуэт). Камер тут очень много, развешены везде по городу - и поэтому на скоростях народ особо не гоняет; видимо, штрафы приходят исправно.


49. Местным автомобилистам также приходится иметь дело с очень резкими переменами погоды. Вот типовое камчатское утро, к примеру: молочный туман с океана стоит над городом и рассеется только примерно к 12 дня, уйдя наверх от нагрева солнцем. Так что тут особо не забалуешь, с погодой :)


50. Всё, что описано выше, увидено в августе - это самый благоприятный месяц года. А о тамошней зиме разговор особый, и не здесь. Как вы понимаете, зима сразу раза в три сокращает и количество парковочных мест, и возможность манёвра, и все прелести автомобилизации вылезают более рельефно (январское фото моего друга, БАМ).


Таковы гримасы автомобилизации в Петропавловске.
Как видите, с этим тут "не всё однозначно" :)
Особенно остра проблема парковки и обустройства во дворах.

Следующая часть - про общественный транспорт в городе.

Содержание серии
Tags: 20 лет спустя, Камчатка, авто, анализ
Subscribe

Posts from This Journal “Камчатка” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 176 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Камчатка” Tag