Тут он представлен только и исключительно автобусами. В основном - автобусами большого калибра, хотя меня уверяли, что вот совсем недавно были и мелкие маршрутки, но с ними борются и теперь
Сразу могу выделить три основополагающих признака ОТ, которые поменялись за прошедших 20 лет:
1) Маршрутная сеть стала оптимальнее, многие маршруты продлились на главную городскую ось и из ряда густонаселённых спальников на юг города и разные отростки можно попасть без пересадки (например, из Северо-Востока и Горизонта на СРВ или Сероглазку),
2) Автобусы стали ходить намного чаще, раза наверное в три, и при этом гораздо менее заполненными - кошмар забитых под завязку и еле ползущих на подъём "единиц" и "троек" советского времени ушёл в прошлое (правда и население города сократилось, и большое количество людей пересело на авто, перестав быть клиентами ОТ),
3) Само постоянное пользование ОТ в городе, как таковое, психологически стало признаком "нищебродства" - "у тебя что, автомобиля нет, что ты автобусом катаешься?". Раньше такого отношения не было - впрочем, и машин было раза в три меньше, на душу населения.
Советский парк тоже вымер и исчез, что неудивительно. ЛиАЗы ("сараи") и ЛАЗы ушли навсегда в прошлое - хотя ещё на моих видео 1996 г. они активно катаются и составляют подавляющее большинство автобусов. Сейчас всех перевозят б/у-шные "корейцы": в основном пожилые и потрёпанные жизнию (85-90%) и немного новых, почти с нуля (10-15%).
2. Проезд в автобусе стоит 25 рублей, никаких зачатков смарт-карт и прочей материковской продвинутой заразы нет - только наличка либо проездной. Кстати, проездной окупается очень быстро для тех, кто активно передвигается - дней за 10-12, и стоит чуть больше 1000 руб.
3. Алгоритм оплаты и входа очень простой и удивительно устойчивый - проход в автобус только через переднюю дверь, а выход через среднюю большую, или заднюю, если она есть (редко где). При этом пассажиры практически никогда не жульничают (хотя можно в ряде случаев, и несложно), а дисциплинированно стоят на вход, и если не передали оплату при скоплении народа, то потом могут выйти и через переднюю дверь водителю деньги всё равно отдать. Иногда бывало и так, что у пассажира большая купюра, и водитель пропускает человека "просто так", но по пути готовит сдачу - и, как правило, через 4-5 остановок пассажир идёт платить всё равно и получает сдачу с тысячи или пятихатки. Т.е. честность в этом плане внушает. Разительный контраст с "безбилетной" ментальностью столичного региона, где неоплатой электричек, скажем, даже гордятся.
4. Билетики иногда дают, а иногда самому надо оторвать у водителя. По-разному.
5. Чтобы вы понимали топологию местной сети ОТ, вот небольшая схема. Смотрите, есть главная ось города, где идёт большинство автобусов (помечено красными точками). При этом примерно половина пути идёт в самой населенной и торгово оживлённой зоне, она показана толстым. Южнее центра к Завойко и СРВ поток уже спадает примерно втрое, там населения относительно мало - в постсоветское время отток из бывшего Ленинского района получился очень большой. Синими точками помечена вторая, дублирующая ось города - где расположены населённые спальники и тоже много людей. Сейчас ещё возник и третий центр притяжения - Северо-Восток, который очень разросся и тоже имеет несколько отростков маршрутов - на схеме он вверху. Ну и уже от главной оси идут отростки - в Моховую, Авачу, Сероглазку, Кирпичики и т.п.
Есть у такой топологии и уязвимость - отсутствие альтернатив движения. Т.е., если где-то сеть встала (скажем, из-за сильной пурги), то выбивается всё движение на главной оси. И конечно, пробки. Они тоже сильно тормозят реальную скорость, и сейчас - если сравнивать с 1990-м, то маршрут СРВ - Автостанция проходится в будни минут на 15-20 дольше, чем тогда.
Теперь - небольшая галерея используемых на линии автобусов. Как я уже упоминал выше, маршрутки выгнали с линии, и насколько я это ощутил, нисколько хуже не стало. Кроме, разве что, привычки выходить "где скажешь" - муниципальные автобусы останавливаются строго на обозначенных остановках.
6. Ул. Советская.
7. БАМ. Этот новый, как видите.
8. Много автобусов разрисованных и обрекламенных. Иногда их "рекламят" по самые гланды, что выглядит, мягко говоря, не фонтан.
9. Автостанция.
10. Площадь Труда (СРВ). 21-е по всей главной оси города катаются с маленьким интервалом, очень часто. Только что исчезли "экпрессы" - теперь они везде останавливаются.
11. 4-й км.
12. Есть небольшая примесь более мелких автобусов, в общей численности - не более 5%. Ходят в основном на неоживлённые отростки, типа Кирпичиков. Но в основном на линии только большие машины.
13. Разрисованный вулканами автобус на ПСРМЗ. Здесь хорошо видна методика входа-выхода: вход через маленькую переднюю дверь, выход всегда через раздвижную более широкую среднюю.
14. Что интересно, другие города Петропавловской агломерации получили теперь сквозное сообщение через полгорода (от КП) - что значительно удобнее. Не надо тащиться обязательно на Автостанцию (10-й км) для пересадки. Вот небольшой автобус на Вилючинск - Рыбачий.
15. А это елизовский 104-й на 10-м. Тоже очень удобно - идёт от КП, можно сесть на ряде остановок внутри города и ехать прямо до Елизово. На Паратунку, правда, идёт 111-й только от Автостанции, но кто ездит на Паратунку автобусом? Это же абсурд! :)
16. Закономерности кондукторов и бескондукторных автобусов я так и не понял. Примерно 30% автобусов - с кондукторами.
17. ...А остальные 70% - надо платить водителю. Около него всегда укреплена пластиковая тарелочка для бабла, туда и кладёшь оплату, помечено стрелкой.
18. Иногда тарелочки для оплаты крепят солидные, вот как тут :)
19. Публика внутри петропавловского автобуса.
20. Водитель за работой.
21. Да, ещё что интересно тут: в П-К нет солдат в солдатской форме! Только в форме морпехов, матросов и проч. Я потом узнавал, почему - оказалось, тут расформированы все мотострелковые части, а "пехота" носит форму морпехов.
22. В пустом салоне "пятёрки" у рыбокомбината на Моховой.
23. Новый автобус.
24. Ещё интересная местная тема: разнообразные занавесочки внутри салона. Их фасонов очень много, и скорей всего, они достались владельцам при поставке из Кореи. Если бы я сразу стал снимать фасоны - получилась бы большая подборка. Ну а тут вам покажу три разных фасона - "красный",
25. ..."синий",
26. ..."с дельфинчиками". Вообще, то же самое есть и на Сахалине - там тоже занавесочки в ОТ.
27. Что ещё произошло к лучшему от 1996 - так это то, что вывешенное на остановках расписание стало довольно скрупулезно соблюдаться!
В остановках в городе нет никакой ни системы, ни общего стиля, ни порядка - всё хаотично и во-многом, как осталось со старого. Скажем, в некоторых местах остановки стоят неизменными с 1980-х, увидите ниже.
28. Остановка у Драмтеатра (самая что ни на есть центральная).
29. "Моя" остановка - на 8 км, ул. Чубарова.
30. Силуэт. Много остановок, кстати, сильно испоганены хаотичными объявлениями. За этим тут, видимо, никто не следит, "всё равно через 5 лет уеду на материк и мне пофиг".
31. Остановка Кирпичики.
32. Мега-остановка на КП - она сейчас превратилась в такой торговый общегородской хаб.
33. На спуске к Моховой. Тут она стоит с 80-х.
34. Моховая, конечная. От этой остановки я и вообще чуть ностальгически не прослезился - такой же она была и в 1986-м. Только что перекрасили и обшили. Есть в мире стабильность! :)
35. Богородское озеро. Обратите внимание на олимпийского мишку и эмблему: остановка неизменна уже с начала 80-х.
36. Автостанция на Десятом км. В момент подготовки к поездке мне говорили, что её сносят. Но нет, стоит, курилка, жива и активна! :)
37. Дальнее междугороднее сообщение. Можно уехать довольно далеко вглубь Камчатки - на 400-500 км. Правда, рейсов мало.
38. Касса дальнего межгорода.
39. Актуальные цены. Как видите, на самый дальний пункт - Усть-Камчатск - билет стоит 2680 руб. Раз в пять дешевле, чем на самолёт. А парохода рейсового туда сейчас нет, в постсоветское время сообщение умерло.
40. Немного о местном такси. На месте оказалось, что их можно вызывать и через приложение (ВезиТакси, например), а не только через диспетчера. Цены по городу - смешные. А если есть карточка на скидку (найти не проблема, много где валяются в магазинах) - то и вообще. За 150-200 руб. можно далеко уехать. Машина подаётся примерно за 10, иногда 15 минут.
41. И немного камчатской специфики. Если есть погода, то можно на пути лицезреть вот такие крутые виды. "Бриллиантовая оправа у кривого берёзового полена" (с)
42. Вулканы из окна автобуса.
В целом, общественный транспорт в городе очень неплохо и с небольшим интервалом связывает жизненно важные точки и районы. Хотя, я для себя отметил, что тут бы идеально на главную ось города вписался троллейбус. Он хорошо идёт на подъёмы, вместителен и экологически чистый. Но конечно, никто этим тут не будет заниматься - поэтому на линии стоят вонючие и весьма пожилые корейские автобусы.
Содержание серии
Journal information