Поскольку сейчас новость о продаже прав и собственности подтверждена солидными государственными китайцами, включая телеканал CCTV, то можно говорить о том, что рисунок сделки очень похож на прежние перепродажи советских технологий наследниками УССР. Так же - через "прокладку" и с минимизацией возможных рисков - был продан тяжёлый авианесущий крейсер "Варяг", аналогично утекли с "Южмаша" советские ракетные технологии, которое потом помогли китайцам в их ракетно-космической программе.
Действительно - продавай дедушкино наследство, пока оно что-то стоит. При этом "дедушку" (СССР) можно нещадно ругать, валить его символы и старательно от него на словах отказываться. Но советские технологии, что неудивительно, чего-то стоят даже спустя четверть века после исчезновения единого государства - потому что сейчас раскошелиться на фундаментальные исследования и запуск столь масштабных проектов таким госуродцам, как Новая Украина, практически нереально. Да и Старая Украина до госпереворота 2014 г. тоже не была способна даже на простое воспроизводство советского наследия - а только на эксплуатацию его ресурса или банальную распродажу. Конечно, украинские "антоновцы" сейчас стали отказываться от факта продажи прав - но это уже задним числом, когда новость была широко растиражирована. Китайские источники факт продажи прав подтверждают, так что отмазка продавцов выглядит неубедительно.
Я было хотел разобрать событие поподробнее, благо мне в ФБ китаеведы накидали множество интересных фактов, но сегодня "Лента" выложила по этому поводу отличную статью - так что там всё предельно понятно разжёвано. Немного цитат оттуда, для понимания сути события:
[...] Соглашение о передаче образца знаменитого самолета Ан-225 «Мрия» и документации к нему, а также о возможном совместном производстве, подписанное гонконгской компанией Airspace Industry Corporation of China (AICC) (中國空域產業集團) и украинской компанией «Антонов», привлекло гипертрофированное внимание публики и СМИ не только в Китае, но и в России и на Украине.
Отчасти это связано с определенным символизмом происходящего: Китай приобретает права на один из символов индустриальной мощи СССР, один из немногих оставшихся предметов гордости украинской промышленности. В реальности, однако, произошла давно ожидаемая, открыто готовившаяся сделка, из которой никто не делал ни малейшего секрета. Руководство «Антонова» заявляло о подготовке соглашения еще в мае.
Сделка заключена по стандартной модели между предприятием украинского ВПК и китайской фирмой-прокладкой, зарегистрированной в Гонконге (или Макао), ровно так же, как в 1998 году за 20 миллионов долларов был продан советский авианесущий крейсер «Варяг» в состоянии примерно 70-процентной готовности, ныне — первый китайский авианосец «Ляонин». Таким образом с Украины в Китай за последние 26 лет ушло за бесценок колоссальное по своим масштабам военно-техническое наследие, описания которого хватит на большую книгу.
Название Airspace Industry Corporation of China подобрано специально, чтобы походить на Aviation Industry Corporation of China (AVIC). AVIC — китайский государственный авиапромышленный гигант с сотнями тысяч сотрудников и обширными интересами в смежных отраслях промышленности. Airspace Industry Corporation of China, с которой подписал соглашение «Антонов», — гонконгская импортно-экспортная компания с арендованным в одном из небоскребов офисом.
Как это часто бывает, для легализации передачи документации подписано фиктивное, заведомо невыполнимое рамочное соглашение, предполагающее развертывание производства «Мрий» в китайском городе Лучжоу, провинция Сычуань, уже к 2019 году. Соответствующее соглашение подписано в Пекине представителями Airspace Industry Corporation of China, правительства города Лучжоу и «Антонова» 30 августа.
Единственный Ан-225, принадлежащий сейчас «Антонову», был собран в 1988 году. Возобновление производства столь сложной машины после 30-летнего перерыва было бы нелегкой задачей даже для авиационно-промышленного гиганта уровня Airbus, Boeing или российской ОАК.
Потребовалось бы заново сформировать производственную кооперацию и глубоко переработать проект самолета под выпускаемые в настоящее время агрегаты, компоненты и материалы, а потом провести всесторонние испытания нового, по существу, самолета. Это годы работы даже для лидеров отрасли. Для участников соглашения это задача нерешаемая.
Согласно заявлению «Антонова», соглашения с китайцами предусматривают также достройку остающегося на предприятии с советского времени в 70-процентной готовности второго экземпляра Ан-225. Это наиболее реальная часть соглашения, если, разумеется, необходимые для достройки компоненты машины остаются на складах «Антонова» (что вполне возможно).
Таким образом, итогом сделки станет появление у китайцев одного летающего образца Ан-225 и документации на него. При этом известно, что Китай уже на протяжении нескольких лет ведет работы над сверхтяжелым шестидвигательным транспортным самолетом. Изображения продувки модели такой машины в аэродинамической трубе появлялись в китайских СМИ в 2012 году или даже ранее.
Сейчас самым тяжелым китайским самолетом является Y-20, транспортная машина несколько более тяжелая, чем российский Ил-76МД90-А, и оснащенный российскими двигателями Д-30КП2. Машины такого класса считаются достаточными для большинства видов военных перевозок. Известно также об интересе китайцев к самолетам уровня Ан-124 и американского C-5A Galaxy. Знакомство с материалами по Ан-225, видимо, поможет и в этой работе.
Но для чего китайцам нужна сама «Мрия»? Ан-225 слишком уникален и сложен в эксплуатации для массового транспортного самолета (хотя единственный вариант, остающийся на Украине, используется для перевозки разных особо габаритных грузов). Самолет был порождением советской космической программы.
[...]
В общем, остаётся открытым только вопрос, зачем китайцам такой узконишевый уникальный самолёт.
Или для космической программы, или для разработки собственных сверхтяжёлых военно-транспортников. Однако для второго проще было как-то добыть аналогичные материалы по "Руслану" Ан-124, как мне представляется.
А так - схема понятна: очередная уникальная советская технология по дешевке слита платежеспособному покупателю с амбициями.
Journal information