Летел я им впервые. До этого на трансконтинентальных рейсах приходилось пользоваться "арбузом" - А-330 (на Южно-Сахалинск в 2014 и Владивосток в 2011), Пекин и более старым боингом-767 хайнаньской авиакомпании (Пекин - Петербург, 2013). Сразу скажу, что самолёт произвёл на меня гораздо более приятное впечатление, чем "дальний" эйрбас-европеец. Конечно, тесновата аэрофлотовская рассадка - тут было аж 10 (!) рядов в экономе. Но в целом лайнер лучше, особенно поведение в полёте. Да и пассажирские кресла тут немного другие, и устаёшь за 9-часовой полёт как-то поменьше.
Ниже - впечатления от двух полётов, туда и обратно, с обзором маршрута и полётно-пассажирских нюансов.
2. "Три топора" в Шереметьево заметны сразу. Они крупные среди своих пассажирских собратьев и уступают разве что горбатому Б-747 или пузатому А-380, впрочем этот мне после Парижа-2014 (в Ш. де Голле) как-то не попадался.
3. Самолёт реально здоровенный, правда. Особенно впечатляет в сочетании с двухдвигательной (!) его компоновкой. Аэрофлот именно его ставит на камчатскую линию.
4. Наша модификация была на 420 человек, трехклассная компоновка салона (или даже четырёх - но делится ли бизнес-отделение на 1-й и бизнес, я не видел). К сожалению, телетрапом нас не одарили, а повезли куда-то в шереметьевские ебеня - наш 777-й гордо стоял на отшибе. Автобусов на самолёт потребовалось, кажется, четыре.
5. Вот она, 10-рядная компоновка эконом-класса. 3+4+3. Сесть у окна может только 20% пассажиров. Правда, в конце есть несколько кластеров по 2 кресла, но туда фиг зарегистрируешься - всё занято. Кстати, обратите ещё внимание на освещение - оно непрямое. И на ящики для вещей, которые задвигаются вверх. Сам салон просторней, чем у 330-го "арбуза", по крайней мере мне так показалось.
Кстати, с регистрацией у АФЛ вообще мутно.
Когда ровно за сутки мне пришла СМС-ка об открытии онлайн-регистрации, я не подозревал подвоха. Буквально через 7 минут зашёл на сайт, решил зарегить нас обоих, с женой. Однако все - все! - места у окон были заняты. Ни одного свободного, только в середине. Было только 2 места, где было свободно 1+1 у прохода, но не у окна. Пришлось быстро регить такой. Разочарование было очень велико, и я даже написал в ФБ негодующий пост - "куда подевались места у иллюминаторов"? На что мне также быстро пришёл ответ, что возможно резервирование заранее и поэтому места так заняты. Добрые авиалюди даже дали прямую ссылку на эту процедуру, но на рейс "туда" было уже поздно. Правда, обратно я зарегился именно так - с резервированием. Но даже так, себя я не смог зарегить нормально, пришлось регистрироваться мобильно, с кодом на смартфоне, а не распечаткой бумажки.
6. А это эконом-премиум или как-то так (2+4+2). Категории у Аэрофлота множатся на глазах)
7. Все расселись, включили экраны и табло. Сейчас поедем к полосе.
8. Удивило полное отсутствие персонального обдува - только свет. Кондиционирование есть, но оно центральное, отчего первые полчаса в самолёте было весьма жарко, и воздуху не поддать.
9. Что касается персональной системы развлечений, то она в программном смысле существенно отличалась от той, которую я наблюдал в эйрбасе на сахалинской линии в 2014-м. Кстати, на фото показана "идеальная" трасса в Петропавловск - ортодромия без погодных отклонений. В реале же мы летели туда заметно южнее, а обратно - севернее, но всё равно не по идеальной прямой.
10. Если фильмотека была похожа (добавились в меню только аудиокниги), то визуализация полёта и вывод параметров - поменялись. Тут возможности стали намного шире, и я примерно 70% полёта пользовался ею, перебирая разные проекции полёта.
11. А это вид "как бы" из кабины пилотов - сильно упрощённой, конечно. Выводятся футы и мили, которыми почему-то сейчас пользуется гражданская авиация, отказавшись от метрической системы. Зато добавлена "объемная" проекция местности, над которой мы сейчас летим. Реки, озёра, береговая линия моря, границы - всё показывается.
12. Судя по тому, что я видел на экранах, когда прогуливался по салону после обеда - примерно каждый пятый пассажир включает на постоянку карту полёта разного масштаба или кабину пилотов. То есть, не я один такой странный.
13. Инструкция по безопасности, для любителей.
14. Питание. Оно было вполне на уровне - впрочем, как и обычно на дальних рейсах АФЛ. Кормят там приемлемо - и уж куда лучше, чем многие буржуины, которыми я летал (немцы, исландцы, финны, хранцузы, чехи). Разве что у китайцев получше. Вот меню.
Первый раз кормят примерно через полтора часа после вылета. Примерно над Нарьян-Маром. Второй раз - за полтора часа до прилёта, начинают раздавать завтрак перед Магаданом. Между ними - разрыв примерно в 4-5 часов, который приходится на короткую ночь в час продолжительностью (мы её как бы перепрыгиваем). То есть, вылетаем днем в 17 часов московского, а прилетаем утром в 10 утра камчатского. Напитки дают раза четыре, но всегда можно сходить попросить - наливают без слов. Вина "эконому" давно уже не дают, как в раньшие времена.
15. Обед (первый). На фото оказался обрезан слева салат с красной рыбой и огурцом. Всё в принципе сьедабельно, кроме непрошибаемой булочки на ближнем плане. Горячее даже вкусно.
Теперь о собственно полёте.
"Туда" (на Камчатку) мы летели заметно южнее ортодромии. Максимально забрались до 70 градуса, чуть его коснувшись, и снова ушли южнее. Пролетели над Воркутой и Норильском (почти точно над ним), потом стали заметно отклоняться южнее, от дуги большого круга. Трясло два раза - первый раз между Вологдой и Нарьян-Маром, дольше, но несильно. А вот второй раз было неприятно - в районе Якутска - Алдана. Короче, но трясло хорошенько, минут двадцать. Потом я посмотрел на карту - мы какое-то место облетали дугой к югу, чуть увеличив прямой путь.
16. Траектория над Обской губой. Зеленая - это прямая, а по факту мы пошли немного южнее (исполненная часть полёта - жёлтая).
17. Проход над Норильском. Тут мне повезло - бабка, которая сидела у окна и всё время беспрестанно ныла, что её трясёт и тут некомфортно, и у неё зловредные регистраторы отняли место впереди, пересела к проходу. Мы подвинулись к окну и я смог, наконец, смотреть на внешний мир. Бабуля тоже была довольна, у прохода ей сидеть нравилось больше. В общем, всем стало хорошо.
18. Да, ночи как таковой не было вообще - мы застали уходящий полярный день, и самая тёмная часть полёта была примерно такой. Потом стало светать, и где-то через час солнце вылезло по другому борту.
19. После Якутска принесли и завтрак. Он был более спартанский, чем обед, но в принципе потянет. Я выбрал омлет, можно было ещё взять овсяную кашу и блинчики.
20. Выход к Охотскому морю. Магадан был по другому борту. Обратите внимание на скорость, кстати: наш самолёт буквально мчался на восток, подгоняемый сильным попутным ветром. Скорость сама по себе была ниже, конечно, но относительно земли именно такая: долго держалось 970-990 км/ч - и впервые в моей жизни "московский" рейс на Полуостров длился 7 часов 40 минут (!!!). Никогда ещё я так быстро не достигал Камчатки - вылетели мы на полчаса позже расписания, а прибыли раньше. Ил-96 на этой линии я не застал, а вот Ил-62 по стандарту шёл в Петропавловск 8.30 - 8.45. Но меньше 8 часов не припомню ни одного случая. Так что тут полёт длился на час короче, чем до Сахалина.
21. На подходе к Камчатке началась сплошная облачность, и я понял, что Петропавловск встретит нас пасмурной погодой. Реально сплошная, ни одного просвета. Только торчали над облаками верхушки "домашних" вулканов - а вот внизу они потом покажутся нам первый раз только через 5 дней!
22. Очень красивый заход с разворотом над бухтой прошёл в туманно-ватной облачности, ничего не было видно вообще.
23. Облака расступились только в 50 метрах над землей, хлестал дождь и даже по земле всё равно стелились клочья тумана, так что самолёт садился в непролазной облачности. Неласково встретил Петропавловск. Но так часто бывает, это Камчатка, а не Сочи.
24. Самый быстрый в моей жизни полёт на Камчатку за 7:40 закончен. Публика в московском прикиде выходит на +14 с дождиком :)
25. Выходим из автобуса в новопостроенный багажный павильон, которому нет и года.
26. Павильон с вулканчиками, набит народу по гланды - не протиснуться. Говорят, до этого года, когда его не построили, багаж был в аэровокзале и тогда в прилет большого самолёта вообще был полный бедлам.
Обратный путь.
27. Обратно, к счастию, мы улетали уже в отличную погоду. Вот наш 777-й стоит на своём месте, ждёт пассажиров. Скоро посадка.
28. Двигатели у него реально огромны! Особенно если для масштаба рядом стоит человек. Потом уже я прочитал, что оказывается, это самый большой реактивный двигатель в мире по диаметру:
Диаметр вентилятора двигателя GE90-115, устанавливаемого на некоторые варианты Boeing 777, лишь на 30 см меньше, чем ширина салона Boeing 737
29. Кроме того, стойки шасси тоже с рекордом:
Авиалайнер также имеет самые крупные стойки шасси и самые большие шины, которые когда-либо использовались в коммерческих реактивных авиалайнерах. Каждая шина из основной шестиколёсной стойки шасси 777-300ER может выдержать нагрузку в 27 тонн.
30. Четырьмя автобусами нас погрузили на борт. Самолёт снова был заполнен под завязку, как и по пути туда - ни одного свободного кресла! Хотя мы ожидали, что в конце августа направлением на материк должно быть хоть частично свободно. Но нет!
31. В общем, вырулили на полосу, взлетели курсом на запад и пошли над Елизово - Коряками, удаляясь от вулканов и красивых видов.
Видео взлёта:
32. Затем буквально через 10 минут вошли в облачный слой, и ничего не стало видно. Границу Охотского моря перелетели над облаками.
33. Над морем, как и по пути туда, облачность исчезла и мы летели в ясной погоде. Хорошо было видно северное побережье моря у Магадана, да и сам Магадан тоже.
34. Да, забыл сказать. Выбирая заранее место, я ради интересу выбрал халяльное меню. Есть там такая опция. Кошерное выбрать было нельзя - а вот веганское, фруктовое и халяльное можно. В принципе, вкуснее, чем обычное. Забавно, но перед раздачей обеда стюардесса специально прибежала пересчитать и подтвердить, где сидят обладатели необычных опций. Для меня обед был сервирован индивидуально :)
35. Тот же вид, но с открытым цыплёнком табака (точней, его фрагментом).
36. Обратно мы летели значительно севернее, чем по пути туда. И даже, примерно минут на 40, забрались севернее 72 градуса с.ш. Потом летели прямо над береговой чертой Карского моря - и обладатели мест по правому борту отлично его видели. С моей же стороны било солнце, увы. Но я уже не смог забронировать места по правому борту и не над крылом, за 18 дней. Были только по левому.
37. Летели вот над такой чёрной озёрной субарктической тундрой без людей и поселений. Это Таймыр.
38. Снова халяльный обед (после Амдермы) и снова индивидуальная сервировка. Папоротник, рыба под маринадом. Хорошо! :)
39. А вот траектория исполненного полёта. Как видите, мы отклонялись к югу (ортодромия показана пунктиром). В этот раз воздух был поспокойней и нас турбулентило только раз, в районе Якутска. Несильно. Пассажиры справа видели и Карское и Баренцево моря, шли прямо по их кромке.
40. Наконец, заход на Москву. Какой-то большой водоём - канал им. Москвы с водохранилищем?
41. Снижаемся. На горизонте безошибочный ориентир - Останкинская игла.
42. Идём к полосе. А внизу уже два самолёта ждут очереди на взлёт!
43. Вот и всё. Пролетели камчатский маршрут за 8:10, что тоже, в принципе, быстро. Сейчас нас порадовали телетрапом, так что вышли в недра Шарика сразу.
44. Наш самолёт на стоянке. Камчатская эпопея закончена! :)
Содержание серии
Journal information