И конечно же, Главные мастерские всегда ремонтировали локомотивы и вагоны, обеспечивая бесперебойное движение на Транссибирской магистрали. До 1971 года они назывались паровозовагоноремонтным заводом (ПВРЗ), а потом приняли современное название.
Мой рассказ об этом месте не будет репортажем о деятельности завода. Скорей, меня во время похода интересовали исторические цеха, "дух" этого места, а также и старый станочный парк, который я там тоже успешно нашёл. Однако и современность я тоже частично прихватил, и в конце поста её покажу. В общем, давайте смотреть!
2. Местонахождение завода легко определить на местности - видите, здоровенная высокая труба как ориентир? Вот там он и есть. Труба видна из многих точек города, и с вокзального виадука тоже. Территория завода весьма большая - сейчас 36 га, и даже до революции была около 20 га, что тоже очень немало.
3. Но зайти на завод можно только с улицы Профсоюзов; со стороны вокзала туда не проникнуть, хотя это и недалеко от него. Вот и мы пойдём через главную проходную.
4. Сразу за проходной - стенды с информацией о заводе. Я их тут тоже поставлю, дабы избегнуть специального рассказа об истории завода.
5. Дальше - памятник заводчанам, не вернувшимся с Великой Отечественной.
6. И ещё дальше - главный фасад электромашинного цеха, который в советское время часто употреблялся как символ рабочего Красноярска и пролетарского гнезда большевистских идей на Сибирской магистрали.
7. На лицевой стороне фасада - множество памятных досок. Есть даже извещение о закладке послания комсомольцам 2017-го года. Он уже скоро, полгода осталось. Интересно, что там понаписали своим потомкам комсомольцы 1967-го? Если нынешние собственники не поленятся, то очень скоро мы об этом узнаем :)
8. Дальше я осмотрел цех, где производится ремонт тяговых электродвигателей и машинной части электропоездов. Цех старый, 1898 года.
9. Тут очень колоритно, дух парового века чувствуется.
10. Затем можно пройти в сторону вокзала, сквозь старые арки.
11. Над территорией завода нависает город, Копыловским путепроводом. Так что его можно рассмотреть сверху.
12. А вот и ворота, отделяющие завод от вокзальной территории.
13. Дальше стоит электропоезд, который на днях примут на ремонт. Электропоезда сюда гонят со всей России, а раньше и с других республик.
14. Механический цех, тоже в историческом корпусе.
15. Здесь я поподробнее рассмотрел станочный парк предприятия. Станки оказались очень разного времени - от современных импортных "нулевых" годов...
16. ...до более старых советских с ЧПУ, 30-35-летней давности. Видите телевизор?
17. В разговоре с мастером и рабочими внезапно возник вопрос - "а какой у вас самый старый станок?". Мужики немного замялись, и начали вспоминать. Сперва привели меня к станку начала 1960-х - "вот этот самый старый!". "Не, по историческим меркам это довольно молодой станок" - возразил я. Потом начали вспоминать и отправили меня в кузнечный цех.
18. Ну что делать, пошёл туда, пробираясь меж исторической застройки.
19. Старая гранёная труба конца XIX века. varandej
20. Тут меня направили в кузнечный цех, его модельную мастерскую.
21. Да, и точно. Место оказалось реально историческим. Уже лестница внушала трепет своим возрастом и аутентичностью.
22. "СЖД"! Дореволюционная ещё! Ух!
23. Затем иду лабиринтами цехов с провожатым от завода.
24. И вот мы в модельной мастерской, которая делает деревянные модели-прототипы. Старый мастер уверенно меня подводит к станку на переднем плане - "вот самый старый!".
25. Подхожу - и точно. Лейпциг, 1878 год изготовления (!!!). "Это что, станку было 20 лет, когда основали завод?" - "Да, получается так. Он 1878 года". - "И что, работает и сейчас?" - "Да. Только поменяли привод и диски-резаки другие. А так да, трудится".
26. "А вот ещё, токарный по дереву. Тоже отлично работает и старый".
27. Гм. Смотрю - и точно! 1907-й год, Варшава. Работает себе и посейчас, модельки обтачивает.
28. В кузнечном цехе тоже нашёлся один дореволюционный паровой молот, который в рабочем состоянии и сейчас.
29. Этот - 1916 года. Ровно 100 лет ему. Только пар заменили на сжатый воздух ВД.
30. Правда, остальное оборудование уже послевоенное, в основном 1960-х.
31. Корпус тоже исторический.
32. А это уже готовая продукция. "Сюда выгоняют уже полностью сделанные секции, после ремонта и покраски. Скоро она уйдёт на место приписки...". - "А где их делают, покажете?" - "Пойдёмте!".
33. Снова топаем мимо исторических корпусов. Тут их много. Живая история. Кое-где даже следы от солдатских пуль 1905 года (!) остались.
34. ...
35. А вот и вагонно-ремонтный цех.
36. Тут-то вагоны и секции электричек и обретают вторую жизнь.
37. Делают как обычные вагоны - почтовые, пассажирские, секции электричек...
38. ...так и специальные - УФСИН, МинЧС, ЦБ РФ и прочие такие.
39. Пружины колёсных пар.
40. И даже трамваи реновируют для города.
41. Головная секция электропоезда.
42. Работа кипит.
43. А это уже покрашенный и отремонтированный вагон. Подсохнет, защитную плёнку снимут - и всё, сцепляют и на место назначения.
Весь технологический цикл ремонта показать тут нет возможности, да и мне вскоре пришлось сворачиваться - ввиду сжатой программы, за день предстояло успеть ещё очень многое и пришлось через два часа похода по заводу распрощаться с моими провожатыми. Но наснимал я гораздо больше, чем тут выложил. Надо признать, что заводчане постарались показать мне всё то, что я просил, в рамках "Неизвестного Транссиба".
Содержание цикла
PS. Оперативная трансляция передвижения по Транссибу ведется в ФБ.
Journal information