Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

День 6. Колорит и характер города Красноярска

Красноярск очень долго был в моей путешественнической биографии белым транзитным пятном. Проезжал я его в обе стороны, наверное, раз двадцать; досконально знал, как выглядит вокзал и привокзальная площадь, а также и прилегающие к Транссибу ближние окрестности - но сам город оставался для меня загадкой. И вот, в конце сентября я наконец стёр это пятно с карты и побывал там. Пребывание получилось очень насыщенным, впечатлений оттуда вывезено много, и рассказать о нём я могу теперь на несколько постов.

Увидеть получилось не только Левый, но и индустриальный Правый Берег - даже проехал на трамвае полный маршрут до окраин. Побывал в Дивногорске и у Красноярской ГЭС. Заехал на Красный Гребень и увидел город с высоты. Посетил и распиаренную донельзя Караульную гору, разочаровавшись в ней. Ну и конечно, осмотрел центр. А о походе на ЭВРЗ я уже тут подробно рассказал. Понятно, что такую обширную и затейливую программу я бы не смог осуществить без местных провожатых, знающих не только тамошние реалии, но и тайные короткие тропы, и заезды на нестандартные склоны. Поэтому выражаю товарищам прямо тут благодарность за потраченное на меня время и труды по показу :)

Ниже - рассказ об общих впечатлениях. Нет, это не краеведческий поход и не описание какой-то улицы - я не стремился оббежать все памятники или охватить храмы. Опять же, как и в Омске двумя днями ранее, меня больше интересовала аура города, его настрой, география, рельеф, транспортная картина и состояние дорог, пешеходная комфортность и автомобилизация, локальные особенности и нюансы.



Красноярск расположен по обеим берегам Енисея, но не совсем равнозначно: примерно 60% города расположено на Левом берегу, включая и исторический центр. А 40% города - это индустриальный Правый берег, где находятся основные заводы, многочисленные промзоны и довольно обширный жилой сектор, в основном сталинского времени. На месте я узнал, что жители Левого и Правого берега немного различаются в отношении к городу и ревнуют друг к другу: "левобережные" - снобы, культурные и высокодуховные, у них выше уровень. "Правобережные" - более простые, открытые и пролетарские, есть там и гопнические районы. Может быть, это местный юмор, но тем не менее в речи такое иногда проскальзывает :)

Центр Красноярска довольно прост по топографии: это три параллельных улицы (Маркса, Мира, Ленина), проложенных вдоль Енисея примерно от вокзала и Комбайнового завода вниз по течению и упирающихся затем в стрелку Енисея и Качи. Енисей, кстати, от стрелки раздваивается на два почти равнозначных по ширине рукава.

2. Ж/д вокзал постройки середины нулевых - один из больших транссибирских вокзалов-дворцов, в него упирается одна из параллельных Енисею улиц - Маркса. Вокзал тут был раньше весьма средненький и хиленький, постройки 1961 года - хрущевский. Однако в начале нулевых министр путей сообщения Фадеев сделал подарок своему городу, где он командовал раньше железной дорогой и "пробил" для него большой и капитальный вокзал. Я про него рассказывал тут, в цикле о поездке 2011 года.


3. Напротив - большая территория бывшего Комбайнового завода, ныне скончавшегося. Новая экономика предполагает застроить его территорию жилыми комплексами - территория очень и очень "сладкая", практически в центре и на берегу Енисея. Наверное, это произойдёт в течение ближайших 4-5 лет.


4. Самый первый мост через Енисей - Коммунальный (1961). Сейчас удивительно, но до начала 60-х Красноярск был разорван Енисеем и имел только паромное сообщение с Правым Берегом и весьма хилую пригородную ж/д связь. Электрички тоже возникли только в это время (1959-60), так что красноярское Правобережье до 1961-го было, по сути, отдельным изолированным городом - и довольно большим, около 200 тыс. и с немалой индустрией.


5. Транспортная система тоже тут весьма оригинальна: "цивилизованно-административный" Левый Берег имеет троллейбусную сеть,


6. ...а "индустриально-пролетарский" Правый Берег - только трамвайную. Раньше, правда, трамвай шёл через Коммунальный мост к гостинице "Красноярск", однако в нулевые это сообщение приказало долго жить. Так что теперь тут есть 2 отдельных сети электротранспорта по разным берегам.


7. По оборонно-промышленному Правому берегу я тоже поездил, уделив ему примерно треть своего времени, однако в этом посте на нём подробно останавливаться не буду. Отмечу лишь, что он гораздо более малоэтажный, чем Левый и совсем иной по ауре. Тут много сталинской застройки правильным квадратами, и в целом своё лицо. Чувствуется, что два Красноярска по разным берегам Енисея долго развивались раздельно.


8. Самый главный признак Красноярска, который почти сразу бросился мне в глаза - это почти полное отсутствие провинциальности, и некая даже претензия на столичность. Город строг, распланирован на квадраты, имеет монументальную ансамблевую застройку во многих местах, и содержит совсем мало откровенного кича. Такое столичное ощущение из всех российских миллионников вне двух столиц я испытывал только в Екатеринбурге, и больше нигде. Скажем, более крупные Нижний Новгород и Самара имеют более отчётливую провинциальную составляющую, а такой немаленький миллионник, как Омск, и вообще производит интегральное впечатление небольшого города-полумиллионника. В Красноярске же всё более "столично" - и даже публика тоже производит иное впечатление. В некоторых местах (например, начало ул. Мира у угольного небоскрёба) я и вообще чувствовал себя психологически как в Петербурге. Грешным делом, я подумал даже - новосибирцы, не обижайтесь - что Красноярск в качестве главного имперского форпоста в Сибири смотрелся бы гораздо лучше, чем нынешняя "столица Сибири", т.е. Новосибирск. Что интересно - у Красноярска в постсоветский период не было таких провалов населения, как у его коллег-миллионников, а был стабильный рост - и сейчас его население уже заметно больше миллиона - 1067 тыс. Хотя к 1991 г. он имел только 900 тыс.


9. При этом, в застройке вполне равноправно сохранены как артефакты советского времени, которых немало,


10. ...так и дореволюционные шедевры. Мне вообще понравилась строгость планировки и комплексный подход к освоению городских пространств.


11. Также любопытно, что в Красноярске почему-то любят пальмы в кадках на улицах. Их много везде понаставлено - и на Правом, и на Левом берегу. С чем это связано и кто их так любит, затрудняюсь сказать.


12. От Екатеринбурга, однако, он отличается тем, что тут заметно меньше алкомаркетов на квадрат территории. Нет, они, конечно есть - но рассыпаны по городу заметно реже, чем в столице Урала и видов сетей тут меньше.


13. Енисейский ж/д мост. К сожалению, при демонтаже старого Енисейского моста (который получил Гран-При на Парижской выставке 1900 г.) не сохранили хотя бы один пролёт того исторического моста. Жаль. Но, вот так.


14. Патриотизма тут тоже хватает. Этим серединный российский Красноярск напомнил мне тоже серединную китайскую Ухань, где я также наблюдал наивысшую концентрацию автопатриотов - только там были антияпонские :)


15. Самое большое разочарование - поездка на распиаренную Караульную гору, известную жителям России по 10-рублёвке. Смешно, конечно - но мне в фейсбуке "знатоки" на полном серьёзе давали советы побывать именно тут, "иначе ты не видел города". На самом деле - смотровые точки в городе есть гораздо более крутые, и с лучшим обзором.


16. Вид с Караульной горы весьма ординарный и не очень-то высотный. Я по картинкам в Сети представлял себе сильно по-другому. Но оказалось всё более прозаично. В этот день была ещё и мгла от пожаров, сильно портившая картину, но я уже успел посмотреть и другие видовые точки, тоже с этой порчей, и понял для себя однозначно, что всё равно вид этот далеко не самый картинный.


17. Чем Красноярск похож на Питер - это ежедневным выстрелом в полдень.


18. А вот гораздо более крутой вид на город - с Красного Гребня. Это правобережный вид, но намного более впечатляющий, чем с Караульной горы. Если бы не дымка, тут вообще можно было бы упасть от восторга!


19. Вид с Красного Гребня на красноярские мосты и Енисей. Чувствуете разницу? :)


20. Дорожная сеть в целом тут получше омской, но проблема пробок также актуальна. Вечером и утром город стоит, на ряде направлений.


21. Немного центральных сущностей. Как я уже говорил выше, город имеет строго-имперский образ, без особых вольностей. Это по-своему подкупает и даёт ощущение "столичности".


22. Центр в районе городской администрации.


23. На спуске к набережной Енисея тут сделали даже свой маленький Петегоф с сибирским характером.


24. Енисей-батюшка...


25. ...и его многочисленные дочки-притоки. Они все разные - Кача, Мана,


26. ...Хатанга, Бирюса и ещё несколько (всё дочки сюда не вошли). Но само решение как таковое - смотрится очень и очень стильно! Особенно на закате.


27. Затем - ниже - спуск к Енисею.


28. И довольно широкое прогулочное пространство набережной.


29. Сам по себе Енисей - очень многоводный, холодный, с сильным, быстрым и опасным течением. Ниже ГЭС на некотором участке он никогда не замерзает (в т.ч. и в районе Красноярска). Вроде бы, это самая многоводная по расходу воды река в России.


30. Там же несколько озадачил какой-то странный памятник Чехову. Антон Палыч вообще о русской Сибири отзывался весьма некомплиментарно, и от этого, наверное, и памятники ему там неоднозначные. В Томске, говорят, и вообще странный стоит.


31. Вот что значит такая форма камня? :)


32. Ещё один культурно-исторический бренд Красноярска - знаменитый художник Суриков.


33. А это уже каменный город в начале улицы Мира (главной в городе). Тут и конструтивизм есть, и остроугольная стеклобетонщина.


34. В начале ул. Мира устроен весьма уютный сквер с дальнейшим проходом на парковый остров на Енисее. Тут стоит ещё один исторический бренд - граф Резанов ("Юнона и Авось"), основатель Русско-Американской компании. Неподалёку есть и камень с обозначением места его предположительной могилы (типа, "тут мог бы быть похоронен Василий Иванович Чапаев").


35. Здесь же торчит и углескрёб (штаб-квартира угольных олигархов КАТЭКА, бывшей советской комсомольской мега-стройки).


36. ...и проход на енисейский остров (Татышева). Пешеходный.


37. Рядом - прокат великов на остров, все дела. Я уже говорил, что тут всё весьма цивильно и все столично-прогрессивные штучки хорошо прививаются. Наверное, и смузи разливают для хипстеров в коворкингах, где-нибудь неподалёку - там, где они обсуждают актуальные кейсы :)


38. Платная парковка в центре города тут тоже привилась. Не знаю, насколько успешно - но она есть. Паркоматы, обозначение их на земле, брендинг - в общем, натурально, как в столице. Никакой провинциальности!


39. Центральная площадь с краевой администрацией. И сейчас, и в советское время отсюда управляли гигантским Красноярским краем от Минусинска до Таймыра размером в 2,4 млн. кв. км - как четыре Франции или 3/4 от Индии!


40. Застройка территории вокруг площади очень просторная и ансамблевая - всё в одном строгом классическом стиле. Слева - управление Красноярской ж.д. и паровозик Черепанова.


41. Справа - краевая библиотека и Ильич, который зорко всматривается в Енисей.


42. Ну чем не Древний Рим с макетов итальянских музеев? :)


Конечно, это далеко не вся картина города, а только лишь отдельные мазки на большом полотне.
Но, надеюсь, общее впечатление есть. У меня была ещё поездки на Дивногорск и Правый берег, а также местные железнодорожности - но это тема отдельного поста. Или даже, постов.

Содержание цикла

PS. На точность всех местных названий не претендую, пишу по памяти. Поэтому, если что - пишите поправки в комментах.

PPS. Оперативная трансляция передвижения по Транссибу ведется в ФБ.
Tags: Красноярск, Неизвестный Транссиб, анализ, архитектура
Subscribe

Posts from This Journal “Неизвестный Транссиб” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 448 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Неизвестный Транссиб” Tag