Дело в том, что в истории строительства Амурского моста долгое время была неразгаданная загадка: куда делись те две фермы, которые должны были стать завершаюшими и которые в начале Первой Мировой везли сложным путём на Дальний Восток из Царства Польского через Одессу и Индийский океан пароходами. Фермы Владивостока в итоге не достигли и были потеряны в пути - чем задержали открытие движения по Транссибу на территории России почти на 10 месяцев.
Версия, возникшая в середине 1990-х, гласила, что крейсер "Эмден" торпедировал пароход "Кортрейк" с этим грузом. Я ей тоже оперировал. Однако мои внимательные читатели-флотофилы ещё в 2007-м обратили внимание на то, что все жертвы "Эмдена" хорошо известны и никакого "Кортрейка" среди них не было. Версия повисла в воздухе, увы.
И вот, статья дальневосточного исследователя Алексея Лисицына весьма убедительно "сшивает" все нестыковки в этой мутной истории, с опорой на первичные источники. Фермы (точней, их детали) везли на другом судне. Зависли они на острове Цейлон в порту Коломбо из-за пожара, который наблюдали и с кораблей союзников. Пароход пришлось притопить, вместе с мостовыми комплектующими, из-за угрозы взрыва. Потом его подняли, что смогли собрали и таки доставили на Дальний Восток. Уцелело не всё. Так что на месте пришлось изготавливать недостающие детали, а ко дню официального открытия моста - 5 (18) октября 1916-го - делать временную деревянную ферму, для возможности пропуска поездов. И вот только в апреле 1917-го, уже после падения Империи, временную ферму моста заменили на постоянную металлическую.
Так что всю эту сложную и драматическую историю читайте в этой статье.
2.
3.
4.
Journal information