По пути бабульки покупали омулька и запивали его пивком
Отчёт здоровый по размеру, так что выну оттуда с десяток цитат, для общего понимания сюжета. Остальное смотрите в оригинале. Кроме поезда и пути в целом, там есть также многочисленные впечатления из Иркутска и Владивостока.
1. Мотивация:
Когда-то в юности мне довелось работать на строительстве БАМа. Я ехала туда в составе комсомольского отряда и потому нас организованно везли до Улан-Уде на поезде «РОССИЯ». Эта поездка оставила неизгладимое впечатление. Меня тогда совершенно ошеломили просторы нашей страны и разнообразие природы. Прошло много лет, а я постоянно возвращалась в памяти к той поездке и меня не оставляла мысль проехать этот путь вновь. Но все время как-то не складывалось, да и не было конкретного плана, куда и зачем ехать. И, вот, в начале этого года моя знакомая рассказала о путешествии ее друзей во Владивосток. Именно, тогда мне и стало понятно, куда и зачем надо ехать через всю страну и обязательно на поезде. Конечно, надо посмотреть прекрасные мосты ВЛАДИВОСТОКА и по пути обязательно остановиться на БАЙКАЛЕ!! Надо же поклониться местам своей бурной молодости.
Сразу полезла в интернет, чтобы узнать какие имеются предложения турфирм на это направление. Оказалось, что поездки по ТРАНССИБу предлагаются, но только цены на такие туристические поезда никак не соответствуют возможностям пенсионерок.
2. Гримасы ж/д ценообразования:
А вот билеты на поезд у нас все еще, как в былые времена, можно купить только за 45 суток до поездки. Причем, оказалось, что заранее невозможно даже приблизительно определить стоимость билетов. Дело в том, что на РЖД действует так называемый дифференцированный подход к ценообразованию. На цену билета влияет множество факторов: сезон поездки, день недели поездки, спрос на билеты в момент заказа и еще какие-то там факторы… В общем, в тот момент, когда я начала мониторить цены ( а это, как помните, было начало марта), стоимость билета на середину апреля ( за 45 суток до предполагаемой поездки) составляла всего 23 тыс. рублей. Нас это вполне устраивало. Могу сразу сказать, что когда, наконец, наступило время для заказа билетов на наши сроки поездки, билет от Москвы до Владивостока стоил уже 37 тыс. рублей. А это в три раза дороже, чем на самолет. Мы сами живем в Питере и нам необходимо было еще в начале пути доехать на поезде до Москвы и обратно вернуться из Москвы в Питер после нашего вояжа по России. Это обошлось еще в 4800 рублей на человека. И здесь мы снова столкнулись с этим самым дифференцированным подходом к ценообразованию: билет в ПЛАЦКАРТНЫЙ вагон фирменного поезда Санкт-Петербург-Москва, заказанный за 45 суток, стоил столько же, сколько билет в КУПЕЙНЫЙ вагон фирменного двухэтажного поезда Москва-Санкт-Петербург, заказанный за 60 суток.
3. Поезд №1 (им повезло, они попали на образцовый "тигровый" состав):
Время пролетело быстро, и мы вернулись на Ярославский вокзал, где уже нас ждал наш поезд. Ну, красавец!!! Весь расписан изображениями тигров и леопардов. Вагоны чистые, современные. Сильно отличаются от тех, в которых мы ехали от Питера до Москвы. Когда я читала отзывы людей о поездке на поезде «РОССИЯ», то описания вагонов были совсем разные. Кто-то писал о современных и красивых, а кто-то – об обычных вагонах.
Так вот, нам точно повезло!! Наши вагоны были просто произведения искусства!! Внутри они тоже значительно отличаются от обычных купейных вагонов. В каждом купе удобные мягкие диваны, которые на ночь трансформируются в удобные кровати. Над дверью располагается экран, на котором всю дорогу можно смотреть разные фильмы. Каждому пассажиру предоставляется санитарный комплект и наушники, а под столиком имеется электрическая розетка. Во всем вагоне, включая санузлы, царит просто хирургическая чистота. И надо сказать, что она поддерживалась проводниками на протяжении всего пути до Иркутска. Вот только получился такой казус – на третий день пути в обоих туалетах вдруг закончилась туалетная бумага. Проводница по нашей просьбе быстро исправила ситуацию, но сказала, что пополнение она сделала из своих запасов. Якобы, по нормам, отпущенным чиновниками РЖД, должно на весь путь хватать той бумаги, которую мы использовали за двое суток пути. Опять РЖД выглядела как-то неприглядно!!! А вот работа проводниц значительно исправила наше не очень лестное впечатление о руководстве РЖД. Обе проводницы работали так, будто, мы все пришли к ним в гости, а они гостеприимные хозяйки этого дома на колесах.
4. Поезд №2, от Иркутска:
А теперь про то, как мы поняли, что нам, действительно, повезло с нашим первым поездом – тем, на котором мы ехали из Москвы до Иркутска. Помните, я писала, что он поразил нас своей чистотой и красотой. Так вот, второй поезд, в котором мы проделали путь от Иркутска до Владивостока, сильно отличался от своего предшественника. Причем, отличался он не только внешне (это были вагоны обычной для РЖД расцветки, без тигров и леопардов на фасаде), но и внутри. С первого взгляда показалось, что он такой же, как предыдущий, но скоро мы поняли, что он более раннего выпуска и значительно потрепан за время эксплуатации. Вентиляция работала так, что приходилось съеживаться от холода, когда ее включали, и потеть – когда она выключена. А ведь в первом составе венсистема работала так четко, что мы даже и не вспоминали о ней. Было просто комфортно и уютно все время. А самое главное, очень ощущалось отличие в работе проводниц. Нет, новые не хамили и не бездельничали, казалось бы выполняли все свои обязанности (даже позаботились о том, чтобы вызвать мне врачей). Но при этом они именно РАБОТАЛИ, а не принимали гостей, как это делали проводники из первого состава.
Мы стали тихонько выведывать у проводниц, почему этот состав отличается от предыдущего. И вот что выяснили: первый состав комплектовался во Владивостоке и персонал в нем из Владивостока. А второй – комплектация Москвы и персонал московский. Вот тут-то и стало понятно, почему в ранее прочитанных отзывах, были очень разные описания вагонов. Могу сделать один вывод: во Владивостоке относятся к работе гораздо ответственнее, чем в Москве. И работают владивостокские люди гораздо лучше. Вот ведь, оказывается, за одну и ту же цену можно проехать весь путь с полным комфортом, а можно – и «так себе». Это уж кому как повезет!! А мы увидели оба варианта.
5. Быт и порядки в купе:
Все время нашей подготовки к поездке для нас оставалось интригой кто же будет у нас в купе четвертым. Помните, я писала, что мне удалось купить билеты только в смешанное купе? Так вот, мы, конечно, очень рассчитывали на удачу – больно хотелось, чтобы с нами ехала женщина. Но……к нам в купе вошел мужчина - симпатичный молодой человек. Как оказалось впоследствии, нам здорово повезло: парниша (его звали Саша) оказался очень приятным, компанейским соседом. Мне сейчас не часто приходится общаться с представителями молодежи (сын уже взрослый и живет с семьей отдельно, а на работу, где всегда было много молодежи, я теперь не хожу) и общение с Сашей очень меня порадовало. Какой-то он правильный, настоящий, с хорошими мыслями о людях. Человек, который с удовольствием рассказывает о работе и легко делится впечатлениями из своей жизни. А еще он нас совершенно поразил тем, что большую часть времени проводил на своей верхней полке за чтением «Идиота» Достоевского!! Ну, правда, я считала, что теперь уже молодежь не читает такие книги.!!!
На станциях, где поезд стоял подольше, весь народ высыпал на платформу. Кто просто подышать, а кто, наоборот, покурить. Курить в поезде не разрешают. Правда, говорят, что если очень попросить, то проводник все-таки пускает покурить в тамбуре между вагонами. Но «просить» надо единственным способом: купить какой-нибудь товар, которым торгует проводник (всякие безделушки с логотипом РЖД, печенье, конфеты, напитки).
6. Время в пути:
В общем, оказалось, что время в поезде летит просто стремительно и совсем нескучно. Мы даже не посмотрели ни одного фильма. Днем с интересом следили за мелькающими видами за окном, а вечером - раненько укладывались спать. Ведь ехали мы навстречу солнцу, и потому каждое утро просыпались в новом часовом поясе. За три дня пути до Иркутска мы «потеряли» целых пять часов. Это весьма ощутимо для организма. К концу третьего дня пути народ в вагоне совсем одуревает от смены времени. Кто-то продолжает жить по московскому времени, а кто-то каждый день приноравливается к новому. Смешно было слышать, когда юноша из соседнего купе утром заглянул к соседям, увидел, что они едят и спросил: «Вы завтракаете или ужинаете?»
7. Заполняемость состава:
На протяжении всего пути вагон был заполнен полностью. Если, вдруг, кто-то выходил, то на его место на этой же станции садился другой пассажир. Так что поезд явно востребован, несмотря на дороговизну билетов. Но в разговорах с соседями мы быстро выяснили, что едут в этом поезде в основном военнослужащие и железнодорожники со своими семьями. Почти все они возвращались из отпусков к месту службы. А ведь им дорогу оплачивают свои ведомства. Граждан, которые, как мы, ехали на свои «кровные» было совсем немного. В вагонах СВ ехало довольно много иностранцев. Вот они уж точно ехали на свои и исключительно за впечатлениями.
8. Еда в пути:
Жаль только, что с платформ исчезли бабушки с горячей картошечкой и огурчиками. Говорят, что частная торговля на вокзалах запрещена. За всю дорогу только однажды на вокзале продавали свеже-копченую рыбу. Мы, конечно, сразу схватили ее и устроили пир с пивком и рыбкой. Вот только забыли сфотографировать этот замечательный натюрморт, за что я получила выговор от моих друзей, которым я ежедневно описывала наше путешествие Вконтакте. Поэтому, когда, наконец, появилась возможность отпробовать байкальского омуля, которого мы купили в Иркутске, мы все-таки сделали фото. Да, вот только опять вспомнили об этом, когда пиршество уже началось и рыба была разрезана на куски. Поэтому мы быстренько сложили кусочки все вместе и сфоткали. Когда позже стали просматривать фотографии, увидели, что рыбку-то сложили неправильно!!! Вот смеху-то было!!
Питались мы всякой всячиной, взятой из дома – баночками с ветчиной и паштетом, заваривали кашки и картофельное пюре. Ресторан, конечно, в поезде имеется. Но когда мы узнали, что борщ стоит 450 рублей, решили, что обойдемся своими запасами. Правда, каждое утро по вагонам разносили горячие пирожки, которые очень хорошо уплетались с чайком.
9. Люди:
В Москве у нас опять было несколько часов свободного времени. Мы не успели в прошлый визит прогуляться по Красной площади, поэтому отправились сразу туда. Оказалось, что именно в эту субботу, когда мы приехали в Москву, город праздновал день своего рождения. Народу на площади было просто море. Но главное, что кругом были установлены пикеты с металлоискателями для проверки гуляющих. Короче, прогулка не удалась, поскольку мы не столько смотрели по сторонам, сколько простаивали в очередях к этим самым пикетам. В общем, мы поняли, что охраняют нас просто на славу!!
И еще во время этой прогулки, я вдруг поймала себя на мысли, что меня раздражают такие безразличные, приевшиеся всем лица москвичей. После общения с людьми, которых мы встретили во время нашего путешествия по всей России, эти лица выглядели очень неприглядно. Вообще, за время нашего путешествия мы встретились с таким количеством замечательных, приветливых, отзывчивых людей, что возникла мысль, что очень полезно бы было каждому жителю нашей страны проехать вот так вот с запада на восток и прочувствовать свою страну и свой народ. У нас сложилось четкое впечатление, что люди за пределами Питера и Москвы гораздо лучше столичных жителей. А я ведь сама коренная ленинградка!!!
Читать целиком
Journal information