А сейчас попалась на глаза публикация в "Российской газете" на эту же тему - "Трое суток в купе с Шукшиным". О съёмках этого фильма вспоминает оператор - Анатолий Заболоцкий.
Шукшин и Заболоцкий (с камерой)
[...] Шукшину было важно, чтобы оператор тонко чувствовал фактуру, создавал почти документальную картинку, нутром чувствовал, как нужно снимать. И у меня, разумеется, нужный ему опыт путешествий имелся.
Все сцены в поезде сняли в Москве, а затем уже без актеров вместе с Шукшиным отправились по железной дороге на Алтай снимать пейзажи. Так что все, что вы видите за окном поезда, включая многолюдные сцены на вокзале в Бийске - это документальные кадры. Сними мы эти эпизоды, не выезжая из Москвы, - от фильма бы тут же повеяло фальшью. Сейчас мы видим, насколько это решение было правильным: от этой картины и спустя сорок с лишним лет веет не только правдой, но и очень трогательной теплотой и любовью к людям.
[...] Едем с ним на Алтай - попутчики меняются. И, странное дело, вроде как Васю не узнают. Хотя фильмы с ним тогда уже были известны и популярны. Колоритные такие заходили в купе, подсаживались. За своего принимали. Помню, один все допытывался у него: а там-то ты, случайно, не служил? Другой еще лучше: а ты случайно там-то не сидел?
Вася улыбался - он находил общий язык со всеми. Его принято считать таким рубахой-парнем, совсем от сохи. Но это скорее экранный образ - Шукшин на самом деле был вдумчивым, глубоким и при этом очень чутким - мог найти ключ к каждому. Так и ехали с ним - весело. Он просто вел себя совсем не как знаменитость, все эти замашки "звезды" ему были чужды.
[...] В Бийск приехали, начали снимать привокзальную площадь. В фильме остались эти кадры, которыми я очень горжусь, - это точный срез того времени, какие тогда были люди, как одевались, как выглядели. Сейчас это место называется площадь Василия Шукшина. Думаю, не в последнюю очередь благодаря "Печкам-лавочкам".
Сьемки на вокзале Бийска (Печки-Лавочки)
Journal information