Но ценность Мысовой совсем не в этом. Это место интересно тем, что оно было конечным пунктом парома-ледокола "Байкал", который курсировал с вагонами постоянно до постройки Кругобайкальской ж.д. Начальный пункт курсирования парома был в Порт-Байкале, о котором я недавно рассказал. А здесь вагоны выгружались, снова формировались в поезда и следовали далее по Забайкальской дороге и КВЖД на Читу, Сретенск, Харбин, Дальний/ Порт-Артур и Владивосток. Здесь же находилась и таможня (да-да, официальная таможня внутри Российской империи - от Байкала и восточнее в ней был другой таможенный режим). Потом пристань парома перенесли в Танхой - немного западнее, а эта осталась резервной.
Собственно, тут огромный "Байкал" и сожгли в 1918-м, в Гражданскую. Паром увели из Порт-Байкала красные и отшвартовали здесь, на резервной пристани, устроив в нём штаб. Когда Мысовую заняли белочехи - то немедленно решили подавить "красный" очаг сопротивления и просто расстреляли паром полевой артиллерией, где он и сгорел 16 августа 1918. Благо, пристань с разворотным треугольником находилась рядом со станцией, всего в полукилометре от неё. А вообще, Мысовую как ключевой пункт Сибирской дороги довелось контролировать с начала Гражданской войны - последовательно - красным, белочехам, американцам, японцам, унгерновцам, семёновцам, каппелевцам, снова красным. То есть, кого она только не видела!
Именно поэтому я решил сделать тут остановку в 3,5 часа по пути из Слюдянки на Улан-Удэ. Расписание поездов позволяло это сделать так, чтобы и посмотреть Мысовую и прибыть в столицу Бурятии засветло.
Но с расписанием не задалось с утра. Дежурная в Слюдянке мне сказала, что северобайкальский поезд опаздывает на полтора часа. Это уже автоматически сокращало моё пребывание в Мысовой с 3,5 до 2 часов. Ладно, сходил погулял там к Байкалу, осмотрел окрестности. Но поезд пришёл на 1 час 45 мин позже, что уменьшало время ещё больше. Увы.
2. В общем, загрузился в поезд, который оказался уже полупустым - до конечного пункта оставалась четыре часа, почти все бамовские пассажиры уже вылезли на промежуточных станциях и в Иркутске. Ну ладно, оно и хорошо.
3. Самое главное - в этом плацкартном вагоне оказались полностью откидывающиеся окна, что для РЖД сейчас большая редкость! Это следствие днепропетровского КВР, где так и делают. Очень хорошо. Значит, можно будет поснимать живописные петли вдоль Байкала без дурацких ухищрений с моноподом.
4. А места вдоль Байкала, конечно, очень красивые. Не такие контрастно-горные, как на Кругобайкалке - но всё равно колоритные. Поезд тут мчится быстро, под сотню и даже больше.
5. Станция Байкальск, на другой стороне. Здесь когда-то был ЦБК, который вонял и весьма загрязнял озеро. Но сейчас, уже несколько лет как, он скончался окончательно и перестал производить бумагу. На его территории, как мне сказали соседи, сделали штаб-квартиру заповедной зоны Байкала. Так это или не так - не проверял.
6. Вдоль линии, как и во многих других местах Транссиба, сохранились исторические типовые путейские дома Сибирской ж.д. Здесь, на фоне великого озера, они выглядят особенно живописно.
7. Вот такие петли нарезает железная дорога вдоль бухточек Байкала.
8. Поскольку этот участок поездки получился скомканным по планированию и одновременно очень живописным, еде пришлось уделить минимум времени, быстро нарезав колбасы с хлебом и взяв у проводницы чаю. Колбаса была та, которую взял на рынке в Иркутске ещё позавчера, что было, конечно, большой ошибкой. На Кругобайкалке мы обошлись припасами mikka
Выходил из поезда на Мысовой я вот так, ролик получился естественный и очень душевный:
9. И вот она, Мысовая. Поезд унёсся на восток, оставив меня в тишине. На фото - паровозная мастерская времён Сибирской ж.д.
10. И тут меня ждал грандиозный сюрприз! Оказывается, чудесный мысовской вокзал после 2011 г. успели снести и сейчас высится уже почти достроенная стеклобетонщина современного стиля. Этого я не знал и не догадался проверить заранее.
11. А вот такой был старый вокзал, который продержался аж до 2012 г. (мой снимок 2007 г.) Так и не понял, зачем его было сносить и строить здоровый вокзал для городка в 4 тыс. жителей - при том, что пассажирское движение тут уменьшилось, относительно 1980-х и даже начала 2000-х. Ведь вполне можно было перебрать деревянное здание, реновировав его.
12. Но факт есть факт: достраивается новый вокзал. Я побродил с чемоданом вокруг него, надеясь, что какой-то уголок его уже в работе и я найду там дежурного. Но нет, ничего не работало - а строительный рабочий мне указал на одноэтажный приземистый домик рядом - "иди туда, там касса, тебе всё скажут!".
13. Что делать, пошёл сюда. Поскольку я прибыл с большим опозданием, на все походы-разведки оставалось только полтора часа - прямо скажем, немного. Но сильно мешал чемодан на колёсиках, который стеснял мои передвижения и надо было его на это время пристроить у железнодорожников. До этого мне везде такой номер успешно удавался - в Кунгуре, Омске, Красноярске, Слюдянке. Показал письмо о проекте, документы, объяснил ситуацию, и всё решалось. Но тут пришлось стокнуться с полной непрошибаемостью. Кассирша не хотела ничего читать (было официальное письмо от РЖД), понимать, и говорила, что "если мне не нужен билет, она ничем не может помочь". - "А где дежурный по станции?" - "А в километре отсюда на восток, маленькое такое временное здание, пока вокзал не готов". - "!!! А позвонить туда по ж/д связи нельзя?" - "Не положено". И так по кругу. В общем, ничего тут не добился, только зря десять минут потратил...(
Пришлось тащиться по окрестностям "с хвостом", чего не было в поездке ни до, ни после. И оставить не у кого, страшно неудобно. Никаких магазинов вокруг, всё вымершее. Поесть тоже ничего не взять. Поход по "треугольнику" к останкам пристани и байкальскому маяку, где в 1918-м расстреляли паром "Байкал", тоже сыпался на глазах - до поезда на У-Удэ оставалось час двадцать, тут хотя бы просто окрестности посмотреть. И где-то был обелиск на месте расстрела Бабушкина, его тоже надо охватить. В общем, невесело. И как назло, шикарная тихая солнечная погода. Если б дождь лил, не так было бы обидно.
14. Около вокзала, предсказуемо, был памятник революционеру Бабушкину, в честь которого и назван этот город.
15. Напротив - паровозное депо царского времени, уже заброшенное. А ещё в 2004-м я помню его со стёклами. А вот и обелиск! Надо к нему идти. Пришлось тащиться туда через пути опять с чемоданом.
16. Обелиском отмечено место расстрела революционера Бабушкина и его соратников. Памятник недавно подновлён - 5 лет назад я его видел в куда более жалком состоянии. За зданием паровозного депо идёт линия - так вот она как раз идёт на треугольник к пристани парома на берегу Байкала. Туда во времена оны и шли поезда, когда Кругобайкалка ещё не была достроена.
17. История с ними такая: в январе 1906 года (в момент пика Первой русской революции,) Бабушкин и ещё несколько человек сопровождали эшелон с оружием, которое везли в Иркутск и Красноярск, на подмогу тамошнему восстанию. Эшелон шёл из Читы, где тот же Бабушкин являлся руководителем восстания, там и было захвачено оружие. 13 января поезд ушёл на запад, а через 4 дня его захватила карательная экспедиция Меллер-Закомельского - которую направили имперские власти для восстановления порядка - на станции Слюдянка. Затем всех их отвезли назад, на Мысовую, и тут же и расстреляли без церемоний, 18 января.
Получается, с точки зрения Империи это - нейтрализация вооружённых бунтовщиков и пресечение распространения оружия на другие регионы, а с точки зрения победившей Революции 1917-го - её предвестники и мученики за рабочее дело, бесстрашные борцы, рисковавшие жизнью.
Кстати, Иван Бабушкин был связан и с Кронштадтом - в юности он работал в тамошних торпедных мастерских, что недалеко от Морзавода. И там где-то есть табличка его памяти. Надо посмотреть, сохранилась ли она в принципе, или снята уже.
18. Заглянул внутрь заброшенного депо. Тут сейчас разруха. На мгновение мелькнула мысль - а может, закинуть сюда чемодан, который меня сильно тормозил, и быстро сходить на место маяка и ж/д треугольника к берегу Байкала? Подумал-подумал и не стал: там, кроме стандартных вещей, был дорожный ноутбук с копиями отснятого, резервная оперативная камера и гоупрошка. Что будет, если чемодан исчезнет? Решил не рисковать.
19. Вид на старый комплекс мастерских. Сейчас тут, вроде, базируется ПМС.
20. В общем, вздохнул печально, и решил хотя бы край городка обойти, с той стороны станции. Раз уж так несуразно сложилось всё. Перебрался обратно через пути Транссиба и пошёл искать магазин.
21. Старая заброшенная водонапорка.
22. Городская администрация. Помещается вместе с почтой.
23. Улица. Скорей всего, тразитная через весь город.
24. Клуб железнодорожников. Кусок его, который каменный и слева, явно времён постройки магистрали, царский. Что-то тут такое было, железнодорожно-утилитарное.
25. Подошёл поближе. Объявления интересные: молодёжная дискотека тут по забайкальской традиции именуется "маёвочкой". Маёвка для вылазки на природу или для отдыха - более привычное для Восточной Сибири (негородской) слово.
26. Колоритный деревянный дом по улице.
27. Свернул в этот микрорайон, но как назло, ни одного работающего магазина не нашёл. Только "салон красоты" и швейную мастерскую.
28. Ага, зато вот интересный объект: тоже памятник. И тоже революционеру Бабушкину, уже третий, мною встреченный.
29. Памятник действительно оказался любопытный по исполнению - нёс довоенную эстетику изображения сцен мученичества революционеров. Правда, состояние его неухоженное.
30. Дело на некоторое время восторжествовало, но сейчас уже всё. Гайдар, ЕБН и Ко прикрыли лавочку.
31. Время уже поджимало, и я вернулся на станцию, всё время волоча за собой несчастный непристроенный чемодан. Вон, навстречу идёт очередной ускоренный контейнерный поезд с "тихими" тележками. Посчитал длину - 85 вагонов. Солидно.
32. Передо мной прошёл другой поезд, с 3-минутной стоянкой, и мне удалось застать робкие всплески омулёвой торговли. Всё-таки сохранились тут немного эти почти вымершие торговки. Но как я посмотрел, покупают в основном проводники.
33. А вот и мой очередной поезд. Едем дальше на восток! Меня ждёт Улан-Удэ.
Содержание цикла
Journal information