После чего оскорблённая в лучших цивилизованных чуйствах гусеница ротационных машин разразилась панической статейкой, где за испытанные ею страдания в лоне Латвийской ж.д. обвинила... ну конечно же, лапотную Расеюшку! При этом в статейке о том, что поезд-то латвийский - ни слова. Ну нельзя же, в самом деле, покушаться на святое - на ЕС наш незабвенный :)
Далее, наша испуганная незатейливым латвийским сервисом выпускница ВШЭ продолжила делать сенсационные открытия. Оказывается, общие вагоны в поездах были изобретены при... Горбачеве, во время Перестройки! Раньше их не было!
И на десерт, первому желающему было обещано
Ниже - текст шедевра.
-------
Прекрасное путешествие — на выходные в Ригу! В 17:06 мой поезд отправлялся с Рижского вокзала. Уже иду по платформе и достаю билет: "Вагон общий. № 13". Я насторожилась. Хоть я и уезжала в пятницу, не подумайте, что меня смутило несчастливое число.
Снова читаю: "Общий". Странно, вроде должен быть "сидячий". В голове мелькнули приятные воспоминания от предыдущей поездки на поезде в Таллин — мягкие синие кресла, которые можно откинуть, вежливые проводницы и утренний бесплатный чай или кофе (заварной!).
При проверке паспорта я снова как мантру услышала это слово — общий. Наконец зашла — совершенно обычный, я бы даже сказала, в худших традициях, плацкартный вагон. Все представили? А теперь представьте, что на каждой нижней полке сидит по три пассажира и на боковых нижних — тоже трое. На верхние полки билеты не продают, они распределяются по принципу "кто первый сел, того и тапки". Постельное бельё и матрасы не предусмотрены. И логично — спать всё равно невозможно. А ехать 17 часов!
Поездка "туда" была тяжёлой. Как на жёрдочке, сидели и невольно тёрлись друг о друга — я, моя подруга и неразговорчивый мужчина лет 40. Наш спутник совсем не претендовал на верхнюю полку, поэтому мы с подругой спали там по очереди. Совесть каждой из нас не позволяла долго спать, и мы часто менялись.
Поездка "обратно" была ужасной. На вокзале, чуть только подошёл поезд, пассажиры ринулись внутрь, сбивая проводниц. Мы зашли более спокойно и поняли, что все верхние полки уже заняты либо самими пассажирами, либо их рюкзаками. Здесь я узнала главное правило общих вагонов — то, которое про тапки. На этот раз в соседях оказались бывалые — женщины-торговки. Они каждый месяц ездят в Москву и носят по офисам одежду на продажу. Благодаря им я поняла, что автобус куда лучше общего вагона в поезде. В автобусе у тебя есть минимальное личное пространство. Здесь — нет. Они пили, громко разговаривали, наступали случайно на ноги, толкались.
После путешествия осталось несколько вопросов. Первый — к себе. Почему я купила билеты в этот злосчастный общий вагон? Общий стоит 2700 рублей (в одну сторону), плацкартный 5400 рублей, купе — 9000. А ещё есть люкс за 45 тысяч. Да, действительно хотелось сэкономить.
Вопрос второй — в вечность. Почему эти конюшни используются в XXI веке? Это, кстати, не моё оценочное название. Общие вагоны появились во времена перестройки, когда из-за экономического упадка не хватало подвижного состава. Тогда в народе их и прозвали конюшнями.
Я могу понять и принять (с оговоркой "ну, это Россия") общие вагоны на коротких маршрутах — по 4—7 часов, как, например, Москва — Орёл или Москва — Белгород. Но не там, где ехать надо сутки и даже двое. Поезд Тында — Комсомольск-на-Амуре идёт 36 часов. Есть общий вагон. Не хотите прокатиться? Желающим дам 1100 рублей на билет.
-------
PS.
Тем, кто не знает, почему и зачем в поездах дальнего следования существуют общие вагоны. Это делается для того, чтобы покрыть возможность коротких поездок от пункта X к пункту Y на всей нитке дальнего поезда. Чтобы люди на малых полустанках не брали на 3-5 часов плацкарт или тем более купе. При этом население общего вагона за 2-3 суток может смениться 5-6 раз полностью. Общих вагонов сейчас, надо сказать, осталось мало - хотя в дальних глухих краях эта категория весьма популярна.
И конечно же, то, что лично Аня пожопилась даже на плацкарт и взяла общий вагон в поезде ЕС на три четверти суток - это её личные проблемы, вообще-то.
Journal information