Самая известная здесь пословица - "Бог создал Ялту и Сочи, а чёрт - Сковородино и Могочу". Её сложили не просто так - на Транссибе эти места ещё с советских времён имели специфическую репутацию знатной дыры, куда начальство посылает работать неугодных. Это связано как с суровым климатом, так и с отдалённостью этого города от любого облцентра. В период советско-китайской конфронтации тут базировалась ещё и 115-я гв. мотострелковая дивизия, которая во времена оны тоже имела оригинальное народное название - "Мёрзлая голова". Была расформирована в период потепления отношений (2001), после неё остался городок Сковородино-5, ныне полузаброшенный.
Впрочем, собственно город и трассу "Амур" с главной авторазвилкой всея Востока России мы посмотрим в следующей части, а сейчас давайте прогуляемся по станции и её окрестностям. Там тоже немало интересного, поверьте.
Паровоз-памятник П-36 на станции Сковородино
2. Итак, я прибыл сюда на "Тигровой России" в полдень 30 сентября. Для начала надо было решить вопрос размещения и ночёвки - заранее тут ничего найти не удалось. Я не стал ломать голову и в итоге избрал самый простой путь - поскольку это железнодорожная экспедиция, вписаться в Дом отдыха локомотивных бригад. Это было, по крайней мере, надёжно - и что очень важно, ещё и обеспечивало мне нормальное горячее питание в служебной столовой.
Однако ни начальника вокзала, ни начальника станции быстро найти не удалось, и посему я решил пока прогуляться по окрестностям, оставив вещи в камере хранения. В предыдущий раз я был на этой станции в 2002 году с 15-минутной остановкой, но в самом городе никогда ранее не останавливался. Да и зачем? Самая глушь, медвежий угол Транссиба.
3. Таблички на здании вокзала. Первая, про Калинина - давняя, помню её с незапамятных времён детства. Вторая - про царского министра Рухлова - появилась после 2002, не знаю уж когда. Кстати, город тоже назывался в честь этого министра аж до декабря 1938-го! То есть, ещё 21 год после революции - пока название не деимперизировали в честь партизана Сковородина, расстрелянного тут японцами (которые контролировали станцию и Транссиб до Байкала в Гражданскую войну).
4. А эта доска, Василевского - самая свежая. С ублюдочно сжатым шрифтом - я еле прочитал! Руки бы оторвать этим "дизайнерам"! Но в самом деле, Сковородино известно в истории ещё и потому, что именно тут несколько дней стоял литерный поезд Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Василевского, откуда он телеграфировал японцам ультиматум о прекращении боевых действий и полной капитуляции (17 августа 1945-го). Потом литерный поезд продолжил движение на Хабаровск, который затем стал штаб-квартирой маршала.
По-доброму, тут надо привинчивать и ещё доску - 4 апреля 1978-го город и 115-ю дивизию инспектировал Маршал Советского Союза Л.И. Брежнев, двигаясь по Транссибу тоже на литерном поезде. Может, когда и добавят :)
5. На перроне я заприметил у паровоза и ещё один знак. Подойдём?
6. Он тоже довольно свежий и поставлен в честь первостроителей Амурской ж.д.
7. Транспорт на привокзальной площади суров и прост. Это вахтовки и тёплые ПАЗики, рассчитанные на местные морозы. Есть и пара частников-таксистов, напомнивших мне домодедовских бомбил образца этак года 1997-го.
8. А вот к нечётному поезду подтягиваются суровые сковородинские торговки. Осталось их совсем мало - поезда сейчас тут стоят 2-5 минут, не так, как в раньшие времена до начала 2000-х.
9. Самая приметная точка всего перрона - это, конечно, паровоз-памятник П36, "генерал". Паровоз был знаковый для этих мест, и продержался на магистральном пассажирском движении аж до 1975 года (!). Я его хорошо помню - они сошли с дистанции, когда я перешёл в четвертый класс. Многажды ездил поездами под его ходом и даже написал в начале ведения этого жж паровозную оду.
10. Конкретно этот экземпляр - №0091, построен в 1955 году.
11. Торговые точки на перроне тут удивительно дороги и сопоставимы по уровню цен с воркутинскими, или даже воргашорскими. Почему так, мне неведомо - вроде тут Транссиб проходит, и если спуститься по нему к Чите или Благовещенску - всё гораздо дешевле. Но, не тут...
12. За воротами на площадь какие-то кавказцы даже жарили шашлык, но я поглядел на процесс и не решился взять. Ну его нафиг. Подожду до локомотивной столовой.
13. Привокзальный буфет тоже не внушал доверия.
14. Любопытное объявление на вокзале: про "санитарно-гигиеническую услугу" и про то, что зарядка мобил стала бесплатной и (подразумевается) наконец извели спекулянтов, наживающихся на зарядке. Кстати, туалет вообще-то для пассажиров с билетами обязан быть бесплатным - но в объявлении об этом ни слова.
15. Стоит и справка. Попробовал - работает.
Теперь давайте прогуляемся на виадук, с которого открываются интересные виды.
16. Вид в сторону Могочи и Москвы. Только тут я впервые осознал, что станция-то ориентирована на запад на Рейново - к Амуру! Откуда и пришла сюда железная дорога в конце 1911 года. А Транссиб резко поворачивает направо и петлями уходит в распадки. Так что прямо - путь к Амуру, вправо - на Транссиб, и влево - старые корпуса бывшего локомотивного депо.
Вот схема станции, здесь это наглядней видно. Транссиб - красные стрелки, недействующая сейчас рейновская ветка на китайскую границу - синие.
17. Перрон широкий и аккуратно оформленный. Вдали виден П36-памятник. Лет 15-18 назад была разруха с разбитыми плитами, хорошо её помню.
18. Станция многопутная, виадук длинный.
19. Выводит он на северную сторону, где частная застройка. А дальше - сопки и тайга.
20. Собственно станция весьма загружена. Да нет, даже не "весьма" - а сильно загружена. Пока я топтался по виадуку, прошло аж три тяжелых грузовых! Движение очень интенсивное, особенно по контрасту с 1999-2002. Сильно добавляют трафика тут русско-китайские договорённости по нефтянке ("Сила Сибири") и поставки из европейской России на строящийся тут кластер распределения нефтегаза. Грузы самые разные - от труб до кислоты и угля.
21. Скверик в привокзальной площади. Вдали стоят бомбилы, не решился их вблизи снять.
22. Если же повернуться назад, видел разгильдяйский Ленин с отбитой надписью и бутылочкой пивка на постаменте.
Наконец, я разыскал начальника станции и решил вопрос с размещением. Бригадный дом оказался где-то на отшибе за корпусами депо, так что пошёл туда.
23. Места тут маргинальные, много пустырей и разрухи. 90-е нанесли колоссальный удар по этим краям, не меньше, чем на Камчатке. Восстановление идёт очень медленно.
24. Справа - угольные кучи и исторические здания депо, времён ещё Амурской дороги.
25. А вот и он, благословенный Дом отдыха локомотивных бригад. Будет моим домом на эти сутки.
26. Одно из главных достоинств его - тишина. Она на втором этаже соблюдается строго, так как бригады локомотивов меняются круглосуточно, и все должны отдыхать полноценно. Впрочем, в холле можно пересечься с машинистами и пообщаться, при желании. Вечерком у меня так и получилось, и даже с двумя ребятами дегустировали бурятскую "Птичку" с чаем, а я расспрашивал их о местном житье-бытье, ну и про Питер, в свою очередь, рассказал. Потом они в ночь поехали на Шимановскую.
27. Комнаты отдыха для машинистов похожи на комнату в какой-нибудь квартире. Сервант, посуда, чайник, телик, хрустящее цветное индийское бельё. Удобства на этаже. Кстати, дежурная выполнила своё обещание и ко мне никого на ночь не подселяла - так что я смог хорошо поработать вечерком с накопившимся материалом.
28. Но самое главное тут - круглосуточная столовая на первом этаже! Это реально спасение, для путешествующих. Всё всегда в готовности - ведь движение по Транссибу не прекращается никогда, и всё время сменяются бригады. Всё горячее. Да, питание очень немудрящее - но гарантированное качество. За этим тут следят и если что с машинистом случится на перегоне по желудочной части, то для столовских работниц это уже уголовка. Поэтому я всегда ценю деповские столовки за абсолютную надёжность. Конкретно тут за сутки с небольшим успел 4 раза принять трапезу. Потому что в поезде ведь будет опять бестолково и дорого.
29. Цены и ассортимент. Меняется ежедневно.
30. Потом я, устроившись, из бригадного дома прогулялся до станции через бывшее локомотивное депо, а ныне ПМС-333.
31. На фото - кран "Первомаец".
32. Корпуса тут исторические, министра Рухлова ещё помнят, небось.
33. Много тепловозов. Тут же смена рода движения - на БАМ и на Амур к границе только тепловозное движение.
34. Путейская техника.
35. Корпуса расположены лесенкой.
36. Длинная "гусеница" с тепловозами.
37. ...
38. Вдоль корпуса проложена удобная дорожка для пешеходов.
39. А за ним стоят сменные электровозы под выдачу.
40. Исторический корпус депо. Правда, с 1997 года оно тут упразднено - тяговые плечи выросли.
41. А на станции вахтовики-нефтяники ждали своего поезда. "Сила Сибири", реализуемая с 2010 года, сильно прибавила тут оживления и трафика.
42. "Генерал" в лучах закатного солнышка.
Ну а дальше посмотрим немного сам город и покатаемся по окрестностям.
Содержание цикла
Journal information