Нынешний вокзал является репликой кайзеровского Danzig Hbf (1900 года постройки) и довольно тщательно восстановлен социалистическими поляками в 1950-60-е годы. Таких вокзалов в Рейхе было построено два - в Кольмаре на западе и Данциге на востоке, они почти близнецы. Поскольку Данциг - опорный пункт обороны Третьего рейха - был почти полностью стёрт с лица земли весной 1945-го (американская бомбардировка 19-20 марта и последующий советский штурм), то и вокзал не избежал разрушения. После окончания войны в нём уцелела только главная башня и пакгауз с диспетчерской. Они и остались подлинными. Остальное - выстроено заново. Вообще, вызывает большое уважение то, что тогдашние поляки ПНР, которым достался этот кусок Восточной Пруссии, не стали строить на руинах дешевое и удобное функциональное здание (как диктовала бы логика прибыли и эффективности), а решили всё-таки восстановить сложное немецкое строение.
2. Вот так выглядит комплекс вокзала со стороны города (Podwale Grodzkie).
3. Похожий ракурс 1901 года, Данциг. Как видите, реплика точная.
4. Вид на вокзал со стороны станции, до Первой Мировой войны. Привокзальная улица на заднем плане полностью разрушена, сейчас там всё другое.
5. Вокзальные часы и фрагмент башни. Это осталось подлинное и вокруг неё и велось постепенное восстановление. Удивительно, но башня выстояла при бомбардировках "летающими крепостями" и артобстрелах.
6. Ладно, пойдём смотреть станционную сторону.
7. Пригородный перрон. На фото - прибытие электрички единой транспортной системы Трёхградья (SKM Trójmiasto).
8. Эта идёт на Гдыню. Все электрички этой системы имеют жёлто-синюю окраску. Есть постарше, есть поновее.
9. Просто пригородная электричка, не системы Трёхградья - т.е. идёт из Гданьска в другие места.
10. Наконец, дальняя от вокзала платформа отдана транзитным поездам дальнего следования. Варшава, Щецин, Краков и т.п. Обратите внимание, на горизонте виднеются портовые краны - порт близко.
11. Строение диспетчерского центра управления (что сейчас - не знаю). Насколько я понимаю, это уже наследие Веймарской республики, а не Второго рейха.
12. Эта же диспетчерская на снимке 1968 года. Польша ещё паровозная - массовый переход на тепловозы и электрификация пойдут в основном в 1970-е.
13. Вид на вокзал с пригородной платформы.
14. Перрон тоже восстановлен "по-старому". Красиво!
15. Центральный портал вокзала. Потом посмотрим его изнутри, см. ниже.
16. Венчает его "колёсико с крыльями" (даже - штурвал!). Правда, герб уже давно польский.
17. Ещё ракурс.
18. Отсюда вокзал виден вместе с башней.
19. А это уже кайзеровские постройки - пакгауз (товарный двор). Не узнать этот стиль невозможно. Они тоже уцелели в 1945-м.
20. Вот как раз на этом фоне бежит более старая электричка системы SKM Trójmiasto.
21. Платформа дальних поездов и глухая опорная стенка. Наверху тоже проходит улица.
22. Возвращаемся по подземному переходу в вокзал и попадаем в главный световой зал (см. также фото №15).
23. Красиво.
24. Справочная тоже в ретро-стиле. Всё восстановили.
25. Выходим на привокзальную площадь.
26. Здесь тоже есть один интересный памятник, который нельзя пропустить. Видите, там вдалеке, правее на фоне здания?
27. Это памятник депортированным немцам, несколько сот тысяч которых было выслано с этих территорий (переданных полякам по решению Потсдамской конференции) в оставшуюся Германию, в 1945-46 гг.
28. Поставлен он был в 2009-м, в рамках политики "примирения" с соседом по ЕС. В отличие от стрррашной России, Германии поляки сейчас разрешают ставить знаки памяти. Ограниченно, конечно, но подвижки есть. На табличках - города, куда уезжали высланные немцы.
29. Скульптуры мужчины тут нет, они воевали - только женщины и дети.
Конечно, надо сюда ещё приезжать. Тут очень много интересного.
Одни только осколки истории "Солидарности" чего стоят.
А ещё Вестерплятте, порт, уникальная транспортная система и проч.
* Интересную практическую информацию о Польше вы можете также найти на сайте TravelAsk
Journal information