С машиной у меня тут получилось очень оригинально. Ещё на стадии сборов в экспедицию, после анонса, мне пришло письмо из города Свободного, где один товарищ написал про координаты человека из Сковородино, который "может показать по станции то, что надо". Я поблагодарил и сложил письмо в папку проекта, но тогда не звонил. Однако, когда я уже был в Красноярске, вспомнил про эту наводку и решил звянить. Мне ответил мужчина - усталым, но руководящим и уверенным голосом. Озадачил меня неналичием пропуска на границу, но по части самого Сковородино сказал, "что-нибудь придумаем". И когда я уже приехал туда, помог мне с нахождением нужных людей в ж/д ведомстве, но самое главное - спросил, куда мне надо. Я ответил, и он мне "Хорошо, я дам машину. Езжайте, смотрите. А завтра уже тогда и встретимся".
И правда: машина УАЗ-Патриот в назначенное время железно стояла у Дома отдыха локомотивных бригад, я сел и мы поехали по окрестностям. Никто не спрашивал с меня ни денег, ни услуг, ни упоминаний. Просто ехали, куда я скажу, и показывали. Останавливались, где надо и где я просил. На следующий день испортилась погода и пошёл дождь, а товарищ был занят - поэтому встреча у нас так и не состоялась. В общем, пользуясь случаем, хочу поблагодарить тёзку Сергея за помощь и за машину в этих краях. С ней я успел посмотреть много - в т.ч. и того, чего бы просто не знал.
2. Итак, сажусь в УАЗик и едем на юг, вдоль линии Сковородино - Рейново. Дорога пыльная, грунтовая, идёт к Амуру - то бишь, к границе.
3. По пути строится автомобильный обход - с трассы "Амур" прямо на Сковородино-5 и на дорогу к Амуру.
- А зачем тут строить? Кто будет ездить? - спросил я водителя.
- Ну можно будет попадать с трассы прямо на Джалиндскую дорогу, по которой мы едем. Ещё один обход города. Да и в общем, это же стратегическое направление, к границе. Нефтяники вот сейчас деятельность развернули. Так что дорога нужна...
4. А это как раз то, что меня интересует - историческая дорога на ст. Рейново. Ведёт к границе, в пос. Джалинда. Однако, как я успел выяснить ещё на станции - движения сейчас тут нет, с 2010 г. Эпизодически бывают прогоны маневровщиков, но редко. Так что по ней проехать не удалось.
Спрашиваю у водителя:
- А давно по ней движения нет?
- Если грузового, то наверное лет пять.
- А пассажирского?
- Я ещё застал пригородный, который ходил на Джалинду. Но это было уже давно...
- А как давно?
- Лет 20, наверное. Примерно в 1995-м отменили. Плюс-минус год.
- Да, действительно, уже много времени прошло. И как он, был популярен?
- Конечно. Народ ездил, пользовался. А в 90-е всё стали забрасывать, и народ поразбегался. Вот и пригородный прикрыли тогда.
- Понятно...
5. На фото 4 было направление к Сковородино, а это - к китайской границе, до которой примерно 50 км. Железка была построена для того, чтобы от Амура доставлять на постройку Транссиба материалы и комплектующие - и именно поэтому её ввели в строй первой.
6. Состояние её, правда, сейчас не очень-то. Проходима, конечно, но путейских работ не ведётся. Движения нет.
7. На 17-м км прошёл по ней пешком некоторое время.
8. Заглянул в заброшенную путейскую будку. Валяются пикетные столбики, всякие знаки.
9. Наката по линии нет. И правда, ничего не ходит.
10. Поселочек Лесной на рейновской ветке - точней, его остатки. Несколько домов, остальное руины.
11. Вот примерно такие. Был ДК, был магазин, поссовет и что-то ещё. Сейчас народ отсюда поразбежался.
12. Затем мы по каким-то лесным дорогам срезали крюк и выехали на Транссиб северо-западней города, где он делает красивую петлю. Примерно в р-не о/п Поёмный.
13. Идёт тяжелый грузовой. Интересно, что за какие-то 5 лет тут практически полностью куда-то исчезли вездесущие когда-то советские ВЛ80 и теперь есть только более новые 3ЭС5К, уже постсоветского производства.
14. А навстречу идёт бамовский поезд - судя по тепловозу, с тындинской ветки, которая тут примыкает недалеко. Под двойной тягой, длинный. Движение очень интенсивное, поезда долго ждать не приходится.
15. Затем поехали по трассе "Амур" (Чита - Хабаровск, более 2000 км). Водитель вызвался показать её состояние и кроме того, развязку у Большого Невера.
16. Показывает мне на зачернённые заплатки:
- Видите, как латают? Зимы суровые, под -50, асфальт пучит и разрывает. Вот так потом и закатывают дефекты. Дорого тут трассу содержать. Перепад температур сто градусов, такие вот у нас края.
- Да... И много тут такого?
- Немало. А ещё могу показать, как трасса на вечной мерзлоте проседает, несмотря на гравийные подушки.
- Давайте. Скажете, где смотреть, ладно?
- Да скоро уже будет.
17. Мчимся по "Амуру" дальше.
- Так это тут Путин жёлтую "Калину" вел?
- Ага.
18. Подьезжаем к "вечно-мерзлотному" участку.
- Вот, смотрите! Это то, про что я говорил. Проседание. Даже знак поставили.
- Ага, точно...
19. Едем дальше, до неверской развязки. Наконец, вот и она.
Но что это за указатель такой? Одни тысячи километров! У меня ажно перехватывает дыхание, от восторга.
- Слушай, Сергей, остановись, а! Я такого знака никогда и не видел, чтоб тыщи километров!
- Хорошо, счас с аварийкой встанем. Тут многие автоэкспедиции заканчивают свой путь, место знаковое, вообще-то.
- Да, неудивительно!
- Это считается главной развилкой всего Дальнего Востока. Вот тут и уходит на север якутско-колымский тракт.
- А давай и туда подъедем?
- Хорошо.
20. Вид на начало якутской трассы "Лена", которая через 1050 км переходит в колымский тракт. Он идёт из Невера.
21. А на указателе, и точно, поналеплены, как тараканы, всякие наклейки десятков экспедиций. Действительно - место знаковое.
22. Снимок на память. Когда ещё досюда доберешься?
23. Теперь едем в начало трассы "Лена", под "Амуром" (только что ехали по той дороге, что наверху).
24. Вот и начало автотрассы на Якутск. Поставили стелу. До Якутска 1055 км.
25. Возвращаемся назад в Сковородино.
- А это что за фонари такие чуднЫе?
- Это на солнечных панелях.
- И что, светятся вечером?
- Да, на накопленной энергии.
- Охренеть!
Затем я попросил высадить меня в центре города.
- Обратно я и сам пешком доберусь. Хочу не спеша пройти центр и посмотреть, как тут что.
- Ну смотрите сами. До вокзала - вон та дорога, а там разберетесь, как в бригадный дом попасть.
- Хорошо, спасибо тебе!
26. Центр тут вышел удивительный: главный памятник тут не Ленин (который стоит у вокзала с отбитым постаментом), а... локомобиль.
27. Причём локомобиль не в честь первостроителей Амурской ж.д., как я сперва подумал, а в честь строителей Вторых путей Транссиба! То есть, работников строительного управления тов. Френкеля Нафталия Ароновича, комиссара госбезопасности 3-го ранга и по совместительству начальника БАМлага ГУЛЖДС НКВД. Вторые пути тут строили в 1936-38 гг. - когда КВЖД продали японцам и только после их строительства Транссиб стал именно той мощной магистралью, каковой мы её знаем сейчас. В предвоенные годы все эти посёлки и станции усилились, сюда пришёл немаленький приток людей - поездов и активности стало заметно больше, ведь КВЖД больше не была нашей. Ну и конечно же, мощный двухпутный Транссиб сильно пригодился в войну - когда пошли массированные переброски войск ОКДВА под Москву осенью 1941-го и потом - американский ленд-лиз из Влаливостока.
28. От локомобиля спускаюсь к скверу Победы (и одноименной улице).
29. Мемориал Победы.
30. За ним какой-то художник наглядно расписал все главные вехи Великой Отечественной. Только перепутал по хронологии Курскую и Сталинградскую битвы. Ну и Победу под Москвой надо было тоже поставить после обороны Одессы.
31. На противоположной стороне увидел и ещё сквер.
32. Местный уроженец, герой Советского Союза. Героя получил за форсирование Днепра.
33. Дальше идёт длинная улица Победы, вдоль которой и поставлены местные многоэтажки. Ну и основные магазины тоже здесь.
34. Однако я прошёл с полкилометра, затем решил вернуться обратно и пошёл по перпендикулярной улице к вокзалу. Местное кафе с китайским колоритом.
35. Дом предвоенной постройки. Наверное, помнит ещё Френкеля и строителей вторых путей.
36. На другой стороне улицы - сплошные руины и останки снесённых домов. На одном из пятачков стоит вот этот крест. В честь строительства на этом месте храма. Когда-то в будущем...
37. Затем прошёл мимо восстанавливаемого парка. 90-е годы тут закончились только в 2008-м, да и деньги путинского нефтяного бума сюда почти не докатились, в эту глушь. Всё было заброшено, и только с конца нулевых более-менее нормальная жизнь медленно и трудно стала восстанавливаться.
38. Перед станцией свернул влево и углубился в частный сектор. Зачем идти одними и теми же дорогами? На этом доме привлёк внимание прожектор.
39. Да-да, он локомотивный, вы правильно подумали! Места-то железнодорожные :)
40. Вообще, следов железной дороги в частном секторе тут много, попадаются чуть на каждом шагу. В ход идут списанные вагоны, станционные ограды, шпалы и проч. и проч.
41. Наконец, упёрся в тупик. Теперь направо по тропинке и приду в локомотивный дом, где сейчас моё пристанище.
42. Уголь, тепловозы, дым... Да, я пришёл. Ещё 100 метров - и буду пить чай с бурятской "Птичкой".
...Ближе к вечеру, после четырех часов дня, я покинул эти суровые места на владивостокской "сотке" и она помчала меня на Хабаровск, но это уже будет в следующей серии.
Содержание цикла
Journal information