Как сообщает госинформагентство ТДХ, в воскресенье 27 ноября Президент Гурбангулы Бердымухамедов отбыл с рабочей поездкой в Лебапский велаят для участия в церемонии открытия участка Атамырат - Ымамназар (Туркменистан) – Акина (Афганистан) железной дороги Туркменистан - Афганистан - Таджикистан.
Афганский и туркменский президенты на открытии участка
Сам по себе этот проект, на мой взгляд, вообще один из самых странных в регионе Средней Азии.
Тянуть линию через "черную дыру нулевых годов" - Афганистан, с серьёзными затратами и рисками, и всё это - только для того, чтобы обойти "вредный" Узбекистан. Через который проходит вполне хорошая магистральная линия царской и советской сети ж/д. Вообще удивительно - насколько у них там в регионе плохие и подозрительные взаимоотношения, что соседи даже не могут договориться нормально использовать советскую сеть ж/д. Одни строят мега-тоннели, чтобы пробиться в Ферганскую долину, минуя Таджикистан, а вторые и третьи - тянут линию через Афганистан.
Схема обхода территории Узбекистана новой линией через Афганистан:
Есть и ещё одно следствие этой стройки - Афганистан постепенно становится ж/д страной. Линии туда приходят с севера (1520 мм с Узбекистана в Мазари-Шариф, и вот сейчас - из Туркмении в Таджикистан) и с запада (1435 мм линия из Ирана на Герат, 2008). А с юга и востока к границе подступает индо-пакистанская система с колеей 1676 мм, которая тоже может прийти в страну из Пакистана, с участием китайского капитала. То есть, Афганистан может стать стыковым узлом аж трёх разных рельсовых систем.
Один из вариантов развития сети ж/д в Афганистане (гипотетический):
Journal information