Монтаж фильма сложный, сюжет многократно и быстро скачет между Рижским и Витебским вокзалами, а также Лосинкой. Также, во второй серии засветилось завокзалье Московского вокзала и Американские мосты над Обводным каналом. В раскадровках есть некоторые неясные для меня моменты, так что по возможности пишите дополнения.
Продажа автозапчастей с рук на Витебском вокзале Ленинграда
2. Нижний зал Витебского вокзала, судя по фильму, в начале 1980-х был заставлен разными объектами гораздо плотней, чем сейчас. Привлекает внимание очень вежливый (по нынешним временам) плакат на колонне "Просьба не курить". Сейчас бы написали "Курение запрещено!", и точка :)
3. Как только герои выходят на улицу, они мгновенно перемещаются из Ленинграда в Москву. Заходят на вокзал - снова переносятся в Ленинград. В один момент камера всё же поймала реальную надпись вымышленного "Заступинска" - Рижский вокзал. На долю секунды, но всё же кадр не отрезали.
4. А вот вид через площадь. Тут уже отрезали "Рижс", и осталось только "-кий".
5. Это же место сейчас (Я-Панорамы). Надо отметить, что в советское время обозначение вокзала было выполнено более стильно и крупно.
6. Массовое спаньё на жёстких скамьях вокзала. Сейчас на Витебском так не поспишь - гоняют, тормошат, не дают разлегаться. Понятно, что здесь на скамьях спала массовка, но реалии были сходные - тогда это по ночам не возбранялось. В кадр попал ящик от сигарет Marlboro - дефицитного и очень престижного в то время курева. А слева виден цветной пакет с картинкой - они уже в то время начались, но по состоянию на 1982 больше привозили их из-за бугра, из стран соцблока в основном.
7. Левее главного входа на Витебском всё было уставлено автоматическими камерами хранения. Кстати, тут тоже видны уже ушедшие реалии - пассажиры прямо на вокзале играют в шахматы, взятые с собой. Тогда это было не редкость, сейчас такое явление практически исчезло. Также посмотрите вдаль влево - стоит целая батарея автоматов с газводой нового образца, производства 1980-х.
8. Ещё ракурс на автоматические камеры хранения. В шляпе в центре уходит вор. Время 5.15.
9. А вот этот зал сейчас (фото 2015 г.). Как видите, сейчас тут намного свободнее, нет ни камер хранения, ни буфета с выносными столиками.
10. Это место я не локализовал, помогайте. На заднем плане идёт антикварный ВЛ23. На ящиках оттрафаречено какое-то Есенино, явно мифическое, сделанное для фильма. Видны также стёртые буквы реальной станции.
11. То же место, что и на №10. Что это? Завокзалье Московского вокзала или задворки Рижского?
12. Небольшое лирическое - точней, техническое, отступление. Перенесёмся на пару минут в квартиру спекулянтки, которую играет Нонна Мордюкова. Здесь нам интересен видак в эпохе 1982 года - вещь тогда очень редкая. Вот он, общий вид.
13. А это поближе. Марка видака - Victor (полная - Japan Victor Company, известная у нас позже по аббревиатуре JVC).
UPD. Один из первых портативных видеомагнитофонов стандарта VHS компании «JVC», модели «HR-4100 EG» с внешним блоком питания «AA-P41EG» (выпуск 1978 года)
14. Трансляция сигнала идёт на крутой тогда Sony Trinitron, однако же ещё без пульта, с жестким переключением каналов. Кстати, девайс, который тут слева, тоже марки Victor, то есть доставался видимо в комплекте с видеомагнитофоном.
15. Но и на хате спекулянтки есть кое-что железнодорожное, явно из её прошлого. Это - картина левее ковра. Проводница с фонарём и флажком, в окружении цветов. Этакий голимый кич - но кич милый, транспортный.
16. Вот она покрупнее. Хороша! :)
17. Интересная точка, где герои фильма катят багажную вокзальную тележку с расценками. 30 коп. в пределах вокзала и стоянки такси.
18. На кадре выше была комиссионка, а тут засветился пункт приёма стеклопосуды.
19. Очень колоритное место. Ещё одна комиссионка, с ностальгическим шрифтом. Не Тишинская ли это площадь в Москве? А то очень уж мне этот желтый дом на заднем плане знаком - на похожий выходит Советская Чебуречная, где я встречался со многими френдами-москвичами и не только.
UPD. Точно, Тишинка.
20. Ладно, снова возвращаемся на Рижский вокзал. Вот отличный кадр с потрясающе аутентичными типажами советских торговых тёток. Всё-таки Рязанов, конечно, большой мастер. Умеет выделить типическое в своей эпохе.
21. Вторая серия начинается снова на Рижском вокзале, где киносьёмщики поймали хвост фирменной "Латвии". Она засветилась и в первый части обзора.
22. Колоритная и типическая картинка богатенького посетителя советского ресторана. Этот чувак (который сейчас пойдёт заказывать Басилашвили музон) взял коньяк "Наполеон" - на тот момент самый крутой по престижу. Их было 2 вида в продаже - "хемю" и "камю", тут второй. В продаже (скажем, в магазине "Армянские вина" на Пушкинской пл.) он стоил несусветные тогда 35-40 руб. и остаётся только догадываться, сколько за него драли в вокзальном ресторане с их наценкой. Как бы даже не под сотню - ползарплаты столичного инженера в средненьком необоронном НИИ. Хотя я сейчас не понимаю этой нездоровой любви к забугорному - тогдашний армянский "Двин" 15-летней выдержки был на порядок лучше и приятней и стоил меньше, хотя тоже недешево - 25.50. Тут же положили и целый блок "Пэл Мэл", тоже предмет зависти и красивой жизни. В обоих блюдечках - чёрная икра.
23. Снова Витебский вокзал, камеры хранения прямо в нижнем зале.
24. Интуристовский зал Рижского вкз. - скорей всего, не киношно-реквизитный внутри, а реальный. На заднем плане хороший плакатик с рекламой "Советского шампанского". И два флажка - норвежский и японский. Японские туристы, кстати, на тот момент были самые желанные и щедрые для работников Интуриста, отстёгивали неслабые бабки за свои хотелки, по сравнению с прижимистыми европейцами.
25. У фасада Рижского вкз. - большой стенд с "Известиями".
26. Да, и на Рижском почему-то стояли ещё старые автоматы с газводой - сравните с Витебским (фото 7), где на тот момент стояли самые новейшие.
27.
28. Теперь перенесёмся в завокзалье Московского вокзала Ленинграда. Герои фильма ночевали в дублёре "Красной Стрелы" - "Экспрессе" №3/4. Который тогда тоже был красным, а не синим, как сейчас.
29. Вагон был не немецкий - скорей всего, отечественного производства.
30. Вагон протягивают через мойку, вид от щёток.
31. Коридор этого шикарного солидного вагона.
32. Герой вылезает из вагона, чтобы пойти в сторону Обводного канала.
33. Вот он идёт на Американские мосты - приглянулось Рязанову это место, очень колоритное.
34. Проходит по ним. Вдали виден Обводный канал и другой мост.
35. Переходит на другую сторону канала, где начинается депо.
36. Идёт по служебному проходу в парк отстоя вагонов Ленинграда-Московского, недалеко от пл. Навалочной.
37. Снова Рижский вокзал - Заступинск. Киношники гонят антикварный электровоз ВЛ8. Сейчас его давно нет в России, лет 25 как выведен из поездной работы - но на Украине ещё остались на линии, на Приднепровской ж.д. точно. И в Крыму тоже.
38. Возвращается наглый Михалков. Обратно он едёт уже в 7-м вагоне, а не в 6-м. Трафарет на поезде - алма-атинский.
39. Хорошее фото с реальными судками для поездного питания.
40. После драки с Михалковым. Приятная деталь в углу наверху - старорежимный рупор для вокзальных объявлений.
41. Опять Витебский вокзал. По залу едет багажный транспортёр на электроприводе. Водитель стоит впереди, на рычагах.
42. Лосиноостровская. Киношники гонят навстречу камере чешского трудягу - ЧС2 с составом, на котором сейчас уедет Басилашвили.
43. Колоритный виадук над путями Лосиноостровской.
44. А вагончик-то герою достался не простой, а очень редкий - вагон-микст. Купейный смешанный, там всего 6 купе и 24 места двух разных классов (мягкий с умывальниками и обычный купе).
Ну, пожалуй, на этом всё с обзором.
Фильм интересный с транспортной точки зрения, как видите - куча раритетов и интересных деталей.
Спасибо за внимание!
Для разбора использовалась HD-версия "Мосфильма" в Youtube.
Journal information