Базой для сравнения я оставил 2013-й - последний досанкционный год.
Так намного нагляднее, поскольку стоимостные показатели менялись (особенно по нефти), курсы валют тоже, а натуральные показатели переработки всё-таки показывают реальную напряженность грузовой работы, без влияния привходящих факторов и неплохо очищают различные манипуляции вторичными показателями.
В целом, переработка грузов по всем бассейнам России выросла за год на 6,7%.
Из них - экспортные грузы выросли до 567,3 млн.т. (+5,3%), импорт через порты снизился до 31,7 млн тонн (-5,0%).
Транзитом прошло 51,0 млн тонн (+5,8%), и резко вырос каботаж – до 71,9 млн тонн (+27,4%).
Снижение импорта и быстрый рост каботажа говорят о том, что экономика РФ постепенно меняла структуру в пользу уменьшения внешней зависимости (падение импорта) и быстрого увеличения сугубо внутреннего товарообмена (рост каботажа).
Мой прогноз прошлого года о том, что Усть-Луга станет вторым стомиллионником, не оправдался. Она выросла только до 93,4 млн.т., хотя к 2013 - в полтора раза. Соответственно, у прибалтийских конкурентов за 2016-й год отобрано 3 млн.т. у Риги (40/37), 2 млн. т. у Таллина (22/20) и 4 млн. т. - у Вентспилса (22/18). БП СПб снова снизился - оттуда планомерно выводят все "грязные" грузы, снижая напряженность транспортного оборота в мегаполисе. Из конкурентов хорошо держится литовская Клайпеда, которая даже нарастила оборот (38/40).
Резкий рост в Мурманске - в полтора раза к прошлому году. Так что солидный кусок каботажного трафика прирос за счёт Арктического бассейна. Это и освоение шельфа, и Ямал, и обеспечение Норильского горнопромышленного кластера. Стагнацию и депрессию переживает Архангельск.
Лидер - Новороссийск увеличивал оборот, за счёт зернового экспорта. Черноморский бассейн вообще уверенно растёт почти по всем портам, кроме Азова. Депрессивным является Каспийский бассейн - там уже три года падение переработки.
Украинские порты на Чёрном море упали на ~7 млн.т. относительно 2015-го. Порт Южный - главный порт страны - упал с 48,6 млн. т. до 39,3. Скорей всего, это связано с общей депрессией украинской экономики в целом.
Дальневосточный бассейн показывает уверенный рост. Большая Находка достигла 92 млн. т. (68,5 +23,3) и почти равна Усть-Луге, лидеру на Балтике. Виноват ли в этом "разворот на восток", или что-то другое, даже не скажу. Но наливные грузы в натуральном выражении практически там не выросли, зато сухие грузы - более чем на 10%. Кроме того, зафиксирован немалый рост "японского" контейнерного транзита из портов ДВ в Европу через Транссиб, это дало свой прирост к транзиту через порты.
Ещё вариант таблицы от bippx, с глубиной данных в 5 лет.
У него сгруппированы по убыванию все порты экс-СССР, что тоже даёт свой разрез общей картины.
Ещё по теме:
1) Крупнейшие порты России (2013)
2) Крупнейшие порты России (2014)
3) Крупнейшие порты России (2015)
4) Свежие данные Portnews (опубликованы 13 января)
5) Данные Portnews по портам экс-СССР
Journal information