Жаркие инвестиции
Больше года жители Марокко наблюдают, как на железных дорогах страны тестируются скоростные поезда TGV. Так проходит один из этапов первого в стране и на Африканском континенте проекта по запуску скоростного ж/д сообщения. Уже через год марокканцы смогут прокатиться в поезде со скоростью 320 км/ч. Пока жители Марокко в предвкушении наблюдают за скоростными поездами, жителям других стран Африки тоже есть чем похвалиться. Они также строят новые железные дороги и порты.
В отличие от Марокко, большинство африканских проектов в области транспорта реализуется при непосредственной финансовой и технической поддержке Китая, что и отразилось в нашем рейтинге. Еще в первой половине 1970-х годов КНР профинансировала строительство железной дороги ТАЗАРА (TAZARA Railway) – магистрали протяженностью 1860 км, соединившей Замбию с танзанийским портом Дар-эс-Салам. На реализацию проекта Поднебесная тогда выделила 500 млн долларов и 25 тысяч китайских рабочих. Благодаря новой магистрали Замбия получила возможность подвозить свои товары в порт Дар-эс-Салам, а последний – грузооборот.
Спустя 40 лет Китай только усилил свое присутствие в регионе. Как и прежде, в фокусе КНР находятся железные дороги. Все больше внимания Пекин обращает на африканские порты. Аэропорты пока не особо интересны Китаю. Исключением является недавно открытый аэропорт Виктория-Фолс в Зимбабве вблизи водопада Виктория. На его строительство Эксимбанк Китая выделил 150 млн долларов. Есть еще несколько небольших проектов реконструкции аэропортов в странах Африки, которые финансирует Китай, но они очень малы по сравнению с миллиардами инвестиций в железные дороги. Фокусирование на железных дорогах и портах обусловлено интересом Китая к полезным ископаемым континента. Но есть и проекты, направленные на развитие пассажирского сообщения.
I. Реализованные проекты
Железная дорога Аддис-Абеба – Джибути (4 млрд долларов)
После отделения Эритреи и конфликта вокруг спорных территорий вопрос доступа к портам стал жизненно важным для Эфиопии, не имеющей выхода к морю. Единственным выходом Эфиопии к морю долгое время была узкоколейка (1000 мм), ведущая в соседнее государство Джибути и построенная французами еще в 1917 году. В середине 20 века железная дорога начала приходить в упадок, окончательно поезда остановились в Эфиопии в 2008 году. Спустя три года правительства обеих стран решили не тратить деньги на восстановление старой дороги, а построить новую, электрифицированную магистраль со стандартной шириной колеи 1435 мм.
Подрядчиками проекта стали две китайские компании China Railway Group и China Civil Engineering Construction Corporation. Финансировал строительство также преимущественно Китай, который предоставил 3 млрд долларов кредита. Для использования на магистрали был поставлен подвижной состав китайского производства. Открытие 756-километровой железной дороги состоялось в октябре 2016 года. Новая дорога сократила путь из Аддис-Абебы до Джибути с 2-3 дней до 10-12 часов. Также эфиопские фермеры смогли быстрее отправлять свою продукцию, в основном зерно. Раньше зерно из Эфиопии доставлялось в порт Джибути только грузовиками, путь которых длился от 2 до 10 дней, еще день можно было потратить на очередь в порту.
Реконструкция Бенгельской железной дороги (1,83 млрд долларов)
Бенгельская железная дорога была построена в 1929 году для вывоза меди из месторождений в Замбии и Бельгийском Конго (современная ДР Конго) в ангольский порт Лобито. На территории Анголы длина магистрали составляет 1344 км, ширина колеи – 1067 мм. Вследствие гражданской войны, которая длилась в республике около 30 лет, железная дорога сильно пострадала.
В 2006 году началась реконструкция дороги, которую выполняла китайская компания China Railway Construction Corporation. Открытие обновленной магистрали состоялось в феврале 2015 года. После реконструкции скорость движения на дороге выросла втрое – с 30 до 90 км/ч. В апреле 2016 года компания Caminho-de-Ferro de Benguela (CFB), обслуживающая дорогу, закупила у General Electric сто локомотивов. Эта сделка будет осуществляться за счет средств Канадского агентства развития экспорта, которое выделило 430 млн долларов.
[...]
Легкое метро Аддис-Абебы (0,48 млрд долларов)
В декабре 2011 года началось строительство легкого метро в Аддис-Абебе. Работы выполняли совместно China Railway Group Limited и Ethiopian Railways Corporation. Проект полностью финансировался Эксимбанком Китая. В сентябре 2015 года легкое метро было открыто. Для работы на двух линиях китайская компания CNR Changchun поставила в Эфиопию 41 трехсекционный низкопольный трамвай. За первые 14 месяцев работы легкое метро Аддис-Абебы перевезло 45 млн пассажиров.
II. Проекты на этапе строительства
Ж/д проекты Нигерии (15,8 млрд долларов)
В последние несколько лет правительство Нигерии взяло курс на модернизацию ж/д сети страны и перешивку ее с капской колеи (1067 мм) на стандартную. В июле 2016 года был открыт 187-километровый участок Абуджа – Кадуна, построенный китайской компанией China Civil Engineering Construction Corp. Также 500 из 876 млн долларов выделил Эксимбанк Китая. Отрезок Абуджа – Кадуна является частью будущей ж/д магистрали Лагос – Абуджа – Кано, которая соединит север и юго-запад Нигерии. В январе этого года планируется начать работы на другом участке магистрали: Лагос – Ибадан (181 км). Стоимость этого отрезка оценивается в 1,53 млрд долларов. Работы будут выполнять также китайские рабочие.
Отрезок Лагос – Ибадан также является частью Приморской железной дороги протяженностью около 1400 км, которая должна соединить прибрежные провинции Нигерии и три крупнейших порта страны (Лагос, Порт-Харкорт и Калабар). Стоимость магистрали оценивается в 11,9 млрд долларов.
Также при китайской поддержке в Нигерии строится легкое метро в двух важнейших городах – Лагосе (крупнейший порт и деловой центр) и Абудже (столица). Стоимость первого проекта составляет 1,4 млрд долларов. Ожидается, что легкое метро в Лагосе будет открыто к концу 2017 года. Сроки завершения работ в Абудже пока неизвестны.
Ж/д проекты Кении (13,8 млрд долларов)
В Восточной Африке лидером по строительству новых железных дорог является Кения. В октябре 2013 года в портовом городе Момбаса стартовал масштабный проект. Началось строительство ж/д магистрали стандартной ширины (1435 мм) Момбаса – Найроби – Кампала – Кигали – Бужумбура с ответвлениями на Южный Судан, Эфиопию и ДР Конго. В общей сложности дорога должна связать семь государств. Общая стоимость проекта составляет 13,8 млрд долларов.
Строительство первого, 473-километрового участка Момбаса – Найроби оценивается в 3,6 млрд долларов. И в этот раз не обошлось без китайского финансирования и подрядчиков. В декабре 2016 года строители заканчивали укладку рельс на участке Момбаса – Найроби. В дальнейшем планируется продолжить строительство дороги до городка Найваша, где китайцы планируют создать индустриальный парк. Первый поезд по маршруту Момбаса – Найроби проедет в середине этого года, а коммерческая эксплуатация участка начнется в следующем году. Относительно других отрезков магистрали Кения ведет переговоры с соседними странами о согласовании будущего маршрута.
Скоростная магистраль Марокко (1,9 млрд долларов)
- некитайский проект (periskop)
В 2010 году правительство Марокко объявило о программе развития скоростного ж/д сообщения между Танжером и Касабланкой. Это первый в Африке проект подобного рода. К его реализации были привлечены зарубежные инвестиции, но не из Китая, а из Франции, Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ.
В сентябре 2011 года началась реализация первого этапа – строительство участка Танжер – Кенитра, по которой поезда будут передвигаться со скоростью 320 км/ч. Ожидается, что работы завершатся в течение 2017 года, а уже в 2018 году жители Марокко смогут прокатиться на известных скоростных поездах TGV. В дальнейшем пройдет модернизация двух действующих участков Кенитра – Касабланка и Касабланка – Марракеш, скорость передвижения по которым достигнет 220 км/ч. К 2035 году правительство планирует расширить скоростное ж/д сообщение до Уджды (граница с Алжиром) и Агадира, на юге страны.
[...]
III. Проекты на бумаге
Транскалахарская железная дорога (15 млрд долларов)
Получение выхода к морю стало национальной мечтой для Ботсваны, богатой на природные ресурсы, прежде всего, угля. Только запасы одного месторождения Ммамабула оцениваются в 200 млрд тонн. В июле 2010 года правительства Ботсваны и Мозамбика договорились о строительстве глубоководного порта в Течобанине (Мозамбик, недалеко от границы с ЮАР) и ведущей к нему железной дороги протяженностью 1100 км. Стоимость только одного порта оценивалась в 7 млрд долларов, затраты на железную дорогу не озвучивались.
В то же время, возникла другая идея – строительство Транскалахарской железной дороги, ведущей к намибийскому порту Уолфиш-Бей. Этот проект выглядел проще, поскольку необходимости в новом порте не было. Нужно было построить только железную дорогу через пустыню Калахари протяженностью 1500 км. В 2011 году стоимость проекта оценили в 15 млрд долларов. Пока стороны договаривались стоимость угля упала со 114 долларов в 2010 году до 78 долларов в 2014 году. В таких условиях Ботсване и Намибии не удалось привлечь инвесторов. Однако проект Транскалахарской железной дороги не дает покоя ботсванским политикам. Недавно министр транспорта и минеральных ресурсов Ботсваны Китсо Мокайла призвал переориентировать проект под другие виды грузов. Как настоящий политик, он не уточнил, какие именно. Тем временем, уголь из Ботсваны, как и прежде, доставляется по железной дороге в южноафриканский порт Ричардс-Бей.
[...]
Автор - Николай Засядько
Journal information