Налицо новая попытка либералов из правительства найти слабиночку и наложить лапу на новые сферы, которые можно "демонополизировать" и "увеличить долю конкурентного сектора" (читай - раздербанить, выбрать оттуда сладкий изюм и выпотрошить). Возможно даже, и эта осторожная статейка в "Коммерсе" проплачена ими - судя по подзаголовку с отрицательной коннотацией - "Монополии предложена радикальная реформа дальнего следования". "Монополии", Карл, а вовсе не "единой системе путей сообщения"! А циничное выпотрашивание активов именуется "радикальной реформой".
Статейка - явный зондаж того, насколько возбудятся противники этой демонополизации и сильны ли их позиции. Белозеров, учтя уроки Якунина, в политику демонстративно не лезет, свои сверхценные идеи вне профессиональной сферы не пиарит, и поэтому РЖД проще тихо заболтать или заморозить новую попытку "дерегулирования", а не выносить конфликт с влиятельной либерастией из правительства на всеобщее обозрение.
Но сами "мудрые" идеи, проталкиваемые в статейке, конечно - полный ахтунг. Практически это убийство дальнего сообщения поездами и разрушение системы единого управления перевозками под ширмой очередной "реформы". Плюс выталкивание ж/д сообщения в дорогой сегмент путем отказа от субсидирования дешевых вагонов и по факту, циничное отрезание людей с невысокими доходами от возможности частого передвижения по стране. Есть там, справедливости ради, и вызревшие здравые мысли - такие, как отмена дурацкого ограничения в 200 км для пригородных компаний; но они сознательно подаются в комплекте с убийственными социал-дарвинистскими мерами. Этакая фуа-гра с цианистым калием.
Некоторые фрагменты оттуда:
[...] Концепция исходит из развития перевозок на дистанциях до 1 тыс. км и в региональном сообщении. На расстоянии свыше 3 тыс. км следует сохранить лишь перевозки из труднодоступных районов и имиджевые маршруты, такие как Москва--Пекин или Москва--Владивосток, доля железных дорог сокращается по мере развития бюджетных авиаперевозок. Объем перевозок до 2 тыс. км должен к 2025 году заметно упасть за счет переключения на авиатранспорт, а в сегменте перевозок между крупными городами до 1 тыс. км — увеличиться. Доля плацкарта и общих вагонов в объеме перевозок должна упасть до 10%. В 2015 году в регулируемом сегменте ФПК перевезла 67% пассажиров.
[...] Доля независимых перевозчиков к 2030 году в целом вырастет до 15% за счет развития конкуренции на маршруте на наиболее пассажиронапряженных направлениях, предлагается смягчить правила доступа перевозчиков к конкурсу за маршрут. Гарантирующим перевозчиком на безальтернативных маршрутах станет ФПК. Высокоскоростное сообщение предлагается выделить в отдельную компанию ОАО РЖД, приватизировав до 49%.
[...] Госзаказ сократится за счет отказа от поддержки перевозки платежеспособного населения в плацкарте и общих вагонах. Льготы по НДС и компенсацию инфраструктурной платы сосредоточат на сообщении между регионами в рамках РТК и территориях, являющихся приоритетом госполитики (например, на Дальнем Востоке или в сообщении с Крымом и Калининградом).
А мы, ватники, должны всегда помнить: магистральное сообщение в масштабах страны - это не вопрос чьей-то прибыли, это вопрос связности (фактически - целостности) государства и доступности всех её частей для собственных граждан. Приватизация и раздербанивание кусков единой сети практически всегда приводит к её упадку в целом, кроме немногочисленных наиболее "жирных" направлений. Поэтому - фтопку эти "дерегулирования". А авторов этих мерзких идей лучше сослать в отдалённые регионы для написания диссертаций о значении Дальнего Востока и Сибири.
Journal information