Начало обычное:
Т/х "Мария Ульянова" построен на Mathias Thesen Werft в Висмаре в 1959 году. Загрузка - пассажиров 316 чел., команды 106. 6-й теплоход в серии. Находился на балансе Северного морского пароходства в 1959-1963 год. В 1963 году передан В Балтийское морское пароходство.
Затем начинаются подробности поинтереснее:
...В 1960 году работал на пассажирской загранлинии Ленинград - Гавр - Ленинград, в 1961 году выполнял два круизных рейса Ленинград - Одесса - Ленинград с заходом в 8 иностранных портов. В осеннее время работал в каботаже Архангельск - Новая Земля - Нарьян Мар - Архангельск.
(напомню про осень 1961-го - это как раз время подготовки и испытания Царь-Бомбы, то есть "Маша" обеспечивала сообщение с Новоземельским ядерным полигоном).
Но самое главное - дальше! "Маша" успела два раза побывать в районе Карибского ракетного кризиса, и даже в августе попасть под инспекционный облёт самолётами "Энтерпрайза" (блокада ещё не была к тому моменту установлена)!
19 июля 1962 на Кубу прибыли первые группы советских ракетных полков. Прибытие транспортов с войсками и техникой ожидалось 26 июля. Для приема прибывающих судов было выбрано одиннадцать портов – Гавана, Мариель, Матансас, Кабаньяс, Баия-Онда, Ла-Исабела, Нуэвитас, Никаро, Касильда, Сьенфуэгос, Сантьяго-де-Куба, которые наиболее полно отвечали предъявляемым требованиям. Прибытие судов с войсками и техникой началось 25 июля 1962 г. - первым прибыл в Гавану теплоход «Мария Ульянова» с квартирьерскими группами ракетных полков. С 27 по 31 июля прибыло еще 9 судов.
Причём если пробить по справочникам судоводителей, то первый рейс "Марии" известен, а второй - неточно:
«Мария Ульянова» (MARIYA ULYANOVA) теплоход (4871 GT).
Первый рейс: 10 июля – 25 июля 1962 г. Калининград – Гавана
Второй рейс: август 1962. Балтика - (Кабаньяс)?
Потом, правда, история входит в обычное русло, с 1963 "Мария" работает на Балтике на гаврской линии, потом переводится на Дальний Восток и работает из Владивостока на курильскую линию, на круизы и в конце своей карьеры (когда я её застал в 1987 г.) - её ставят на камчатскую линию.
После распада СССР в 1992 году судно быстро списывают с баланса ДВМП и под именем Excelsior Mercury под панамским флагом перегоняют в ..., где "Маша" и находит свой конец.
PS. Дополнения и уточнения приветствуются.
Journal information