Времени прошло много, пришлось поломать старый план. Тогда хотел обстоятельно рассказать про центр, но сейчас сделал пост про Завойко - отдалённый район Петропавловска, что на самом отшибе города. Там базировались корабли КВФ - Камчатской военной флотилии; это уже недалеко от выхода из Авачинской бухты в океан. В 1998 её расформировали, однако корабли охраны водного района там всё равно остались. Только их стало меньше раза этак в три. Место это было связано и с моей биографией - именно поэтому я сюда специально заехал в поездке 2016 года (о чём ниже).
Место базирования КВФ в бухте Ильичева
Завойко - самый отдаленный микрорайон города, построенный для флотских. Место изолированное, и психологически он считается уже как бы и "не город". Смотрите, Петропавловск как кишка протянулся вдоль берега бухты. Так вот, в самом низу карты и есть то самое Завойко. Добираться сюда надо на перекладных, в мою бытность - ходил маршрутный "пазик" от ЖБФ, редко. Сейчас схема немного поменялась, но всё равно - только с пересадкой. Нужно доехать до юго-восточной части города, почти до конца. А затем уже пересесть на завойкинский 13-й маршрут. И потом он уже едет кругалём, огибая глубоко вдающуюся в сушу бухту Бабия.
Схема 1
1 - это сам микрорайон, дома, 2 - основное место базирования КВФ.
2. В этот день 15 августа 2016 г. я приехал на СРВ и гулял в том районе. Потом решил спуститься вниз, к универмагу "Рассвет", по старой привычке. Завойкинский автобус обычно выходил с остановки ЖБФ и останавливался тут, перед отворотом на Завойко. Однако подойдя к остановке, привычного расписания автобуса не нашёл. Спросил у прохожих. Оказалось, что 13-й давно уже с ЖБФ не ходит, а идёт со стороны города, от ост. Госпиталь. Так что надо идти для надёжности на следующую остановку, которая на нужной дороге.
3. А эта улица - главная в городе и самая длинная. Вьется вдоль бухты, много раз взбирается на сопки и сбегает с них, меняет название не менее десятка раз. Но именно на неё нанизан город. Здесь она имеет название Индустриальная, через полкилометра примет название Петропавловское шоссе, потом Океанская и т.д.
4. Иду на боковой отворот. Здесь завойкинская дорога поворачивает направо и проходит через Копай - район старых частных домов, а потом идёт по нежилой части, мимо кладбища кораблей, огибая бухту Бабия. Подошёл к остановке, смотрю мужик стоит ждёт. "Автобус на Завойко тут останавливается?" - "Конечно. Минут через 10 пойдёт". - "Спасибо".
Схема 2. А это вид Завойко со стороны ворот Авачинской бухты, с высоты заходящего на посадку самолёта. Этой трассой идут хабаровские и владивостокские рейсы, московские поворачивают на Елизово намного севернее.
Цифры: 1 - микрорайон Завойко, 2 - причалы КВФ, 3 - место бывш. посёлка Большая Лагерная, ликвидированного в 1978, куда ходил автобус 11, 4 - район ЖБФ, по факту граница сплошной застройки города, 5 - погранзастава на мысе Маячном. Дальше под нами уже Тихий океан.
Схема 3. Завойко отлично видно и с города, с разных районов. Вот вид с Мишенки, мой снимок 1988 г. 1 - сам посёлок, про который речь ниже (виден только верхний дом, остальные - за горбом полуострова), 2 - причалы КВФ. Правее - "ворота", выход из Авачинской бухты.
В общем, дождался 13-го автобуса и доехал до конечной.
5. Вид вверх по ул. Петра Ильичева. Тут, в отличие от самого Петропавловска, практически всё осталось, как и в 1989 году. Только построили несколько маленьких магазинчиков у дороги. Улица идёт наверх, флотские дома тоже взбираются по склону уступом. Дальше дорога преодолевает гребень пологой сопки и серпантином спускается вниз, к базе и причалам. Близ магазов появились уличные продаваны промтоварного ширпотреба - прямо как в каком-нибудь дальнем райцентре в глуши. Хотя, тут и есть глушь. Петропавловская.
6. Этого магазина, кажется, тоже не было в 1989.
7. Неспешно стал подниматься наверх, к школе, которая стоит на самой вершине. Это вид назад. Жёлтая маршрутка вдали внизу - вот туда-то и приходит автобус, вверх вдоль домов он не подымается.
Лирическое отступление.
Помните, я пару месяцев назад рассказывал о пассажирском рейсе Владивосток - Петропавловск на "Марии Ульяновой"? Так вот, там моим соседом по каюте был Вася - начмед СКР-а, служивший как раз в Завойко. В 1989 году он получил назначение на крейсер "Червона Украина" (нынешний "Варяг" во Владивостоке), который совершал межфлотский переход из Николаева и до Камчатки к описываемому моменту ещё не добрался.
А меня в том же 1989 государство вдруг решило призвать на военные сборы офицеров запаса по моей специализации, довольно редкой для армии. Причём вспомнило 2 раза подряд - в 1989 и 1990. Про 1990-й я уже здесь подробно рассказывал - это были окружные сборы в Хабаровске. Однако первый раз был годом раньше - с конца октября 1989-го по середину декабря. Со всей Камчатской области нас набрали 8 человек с начфиновским вус-ом и определили местом проведения КВФ. Один был с Приморского, ещё один с Елизово, остальные с Петропавловска. Ездить в Завойко - далеко и муторно, возвращаться - поздно.
Тут-то и пригодилось моё знакомство и приятельство с Васей: ездил домой через два дня, а ночевать после занятий в штабе флотилии ходил к нему, в его верхний дом, построенный аккурат для "червоноукраинцев". Очень удобно и не надо переходить на казарменное положение, как моим коллегам. Началось, впрочем, всё весьма комически - я решил приехать туда на сборы на велосипеде (!) и оставить его у Васи на время. Была уже осень, но снег подзадержался и было ещё довольно тепло для конца октября. Действительно приехал на нём в это Завойко, сильно вспотев, оставил велик на васиной квартире и пошёл вниз на обустройство и знакомство с матчастью.
В первый день прошло все быстро, нас ознакомили с планом сборов, быстро распределили на всех корабли - приморцу достался ракетовоз, ещё одному товарищу - плавмастерская, остальные поделили между собой ДЭПЛы и СКРы. Нашей задачей было вести текущее существование воинской части в качестве дублёра начфина, начислять ДД на "свой" корабль (кому какой достался) и вообще, вести его документацию под бдительным присмотром старшего. Второй частью обучения было ОММ ("осуществление мобилизационных мероприятий") - с которым мы вообще не были знакомы никак, никто из нас. Но государству видней, чем учить молодую поросль в угрожаемый период. Для этого со штаба флота приехал целый финансовый подполковник, который нас и учил этому специфическому делу.
На третий день сборов я решил не ждать редкого автобуса в город, а уехать на велике домой. Стал спускаться с крутого уклона этой самой ул. Петра Ильичёва, где-то не рассчитал траектории, наехал на поребрик и больно сверзнулся с велика, заодно погнув его раму. С позором вернулся к Васе, таща велосипед на себе, обработал пораненную ногу прямо там и затем пришлось заночевать у него (вывез покалеченный велик от него только после нового года). Потом наступили снега, а потом большие снега с метелями, так что я больше ночевал у Васи, выезжая в Петропавловск на ночёвку раз в три-четыре дня. Закончилось всё ближе к середине декабря, так что Завойко стало моим "домом" на полтора месяца.
8. Возвращаемся в 2016-й. Так вот, я поднялся до верхнего дома (на фото), где когда-то много раз ночевал у Васи. Дальше стал раздумывать - идти ли вниз, к КПП или не стоит искушать судьбу и лучше просто прийти на обрыв, где мы когда-то жарили мясо на углях. Ну и оттуда посмотреть, что-как сейчас.
9. Выше всех домов расположена "новая" школа. Ну как новая? Сейчас-то ей было уже 23 года, но на момент сборов там только расчистили площадку для фундамента. Школы тогда ещё не было. В общем, я обошёл школу вокруг и вернулся обратно. Знакомую тропку вниз почему-то не нашёл.
(2016) Затем пошёл по знакомой дороге вниз и завернул на пятачок, где мы когда-то устраивали с Васей пикник с шашлыками и водкой. Пятачок был тем хорош, что с него открывались отличные виды на причалы и на город тоже. Однако традиция активного отдыха не была забыта - там уже сидели две компании с вином и обильно разложенной снедью. Одна компания семейная, вторая - видимо, бухающие военные, одетые по гражданке. Иду вниз, шелестя травой, к обрыву, мимо этой компании, а они меня и спрашивают:
- Эй, товарищ в синей куртке! А ты чего тут шаришься с фотокамерой? Ты чей? Шпион, што ли?
Рассказывать историю моих связей с Завойко было недосуг, поэтому я ответил кратко:
- Служил тут. Хочу посмотреть, спустя много лет, как оно сейчас.
- Оно сейчас в порядке! А мы тебя в особый отдел сдадим, хочешь?
Я приостановился, обернулся и усмехнулся в ответ:
- В особый отдел? Это можно, опыт имеется. Контр-адмирал Шуманин когда-то тоже им грозил.
- О, ты и Шуманина помнишь?
- Не то чтобы прям знаком с ним, такого не было, но видел в мою бытность несколько раз, приходилось.
- А ты знаешь, что он потом разбился в Елизово?
- Знаю.
- Так ты вообще откуда?
- С Питера.
Тут обстановка несколько потеплела, и ребята подобрели.
- Ну иди, мил человек, только с обрыва не наебнись, там трава густая и сразу склон. А может, тебе стопку нацедить? У нас есть, и закуски много.
- Не, спасибо, ребят. Я тут по делам ностальгическим, и ненадолго. Пойду.
10. Вот этот вид с развалинами поста. Правее обреза кадра и столовались обе компании, их я не стал снимать.
11. Дошёл до обрыва. Отличный тут вид на выход из бухты Ильичёва и на город вдали.
12. Отлично видна и Мишенка, и центр с сопкой Любви, и даже Сероглазка. Что самое забавное, по прямой виден и мой дом на 8-м километре. Только ехать до него долго и муторно.
13. А это - ностальгическое фото конца 1980-х (точней, 1994-95 гг., как мне подсказали в ФБ). Увидел его у lot1959
Это и есть причалы КВФ. На переднем плане - СКР "Сторожевой". Этот корабль знаменит двумя фактами биографии - попыткой мятежа на Балтфлоте (1975, офицер Саблин) и тем, что им долгое время командовал будущий министр обороны Украины Ежель, тогда бывший ещё обычным капдва КТОФ (1980-85). После падения Януковича Ежель сбежал в Белоруссию и сейчас обвиняется майданными крикунами во всяких пророссийских грехах.
Наверху видна та самая завойкинская школа (фото 8) и верхние дома по ул. Петра Ильичева (фото 9). Видны и руины поста с кадра 10.
Вот, про этого Ежеля. Он был в бытность министром обороны Украины и в Вилючинске, и в Завойко, в ходе визита 2011 года.
14. Посмотрим ещё на причалы КВФ, и перемещаюсь в другую точку, там видно лучше.
15. Пробираюсь через густые заросли ("Ну и заросло же здесь всё, за двадцать семь лет!").
16. Вот и вид, поближе. Как и в 1989-м, стоит плавмастерская польской постройки. На месте и танкер "Дунай". Приглядевшись, увидел и старую добрую "Даугаву", ракетовоз для вилючинских лодок. А вот средних кораблей первой линии нет никаких. Все растворилось в пучине Девяностых. Только МРК на дальних пирсах, и всё. В 1990-м здесь стояла даже огромная "Червона Украина", что сейчас кажется невероятным.
17. Ещё ближе.
17а. Те же завойкинские причалы, но снятые мною с катера, выходящего по фарватеру с Садовой тремя днями ранее.
17б. Ракурс чуть правее.
17в. Пирсы с МРК.
18. После беседы с бухающими на природе ребятами решил вниз к причалам не спускаться. Выбрался из этой зелени и повернул наверх, к васиному дому. А затем пошёл вниз. Снимал в Завойко я совсем мало - сейчас, просматривая фотосессию, пересчитал - всего 27 кадров сделал. А всё потому, что снимать тут крайне сложно: на тебя пристально смотрят, поведение ведь нестандартное. Здесь все друг друга знают, дома строились под экипажи кораблей, ну а экипаж - это коллектив. Так что любой чужак, приехав сюда, ощущает пристальные взгляды, вопрошающие "ого! эт кто такой? интересно, к кому приехал?".
19. А вот и улица вниз (Петра Ильичева), где я сверзнулся когда-то на велике.
20. Теперь иду на лужайку, где открывается вид на авачинские "ворота".
21. Надо дойти до торца дома, оттуда будет самый хороший вид.
22. Вот отсюда. Видите, как хорошо виден выход в океан? Кстати, знаменитые Три Брата отсюда не видны, "палец" слева - это кекур у мыса Вилкова.
23. Иду обратно. Вроде стараюсь вести себя незаметно, но только сделал кадр, стал спускаться к площадке - и через минуту на меня обратились несколько внимательных взглядов выгуливающих детей мамаш (ого! кто это такой тут гуляет? к кому он пришёл?)
24. Короче, толком тут не поснимаешь. Ладно. На сопку, чтобы посмотреть причалы тральщиков с другой стороны полуострова, уже не пошёл. Дождался 13-го автобуса и поехал обратно в город.
До свидания, Завойко! Неизвестно, свидимся ли ещё - но я тебя всё-таки проведал :)
Содержание серии
Journal information