Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

20 лет спустя. XI - Посёлок Завойко на самом отшибе

По камчатской поездке долго не было возможности писать новые серии.
Времени прошло много, пришлось поломать старый план. Тогда хотел обстоятельно рассказать про центр, но сейчас сделал пост про Завойко - отдалённый район Петропавловска, что на самом отшибе города. Там базировались корабли КВФ - Камчатской военной флотилии; это уже недалеко от выхода из Авачинской бухты в океан. В 1998 её расформировали, однако корабли охраны водного района там всё равно остались. Только их стало меньше раза этак в три. Место это было связано и с моей биографией - именно поэтому я сюда специально заехал в поездке 2016 года (о чём ниже).

Место базирования КВФ в бухте Ильичева


Завойко - самый отдаленный микрорайон города, построенный для флотских. Место изолированное, и психологически он считается уже как бы и "не город". Смотрите, Петропавловск как кишка протянулся вдоль берега бухты. Так вот, в самом низу карты и есть то самое Завойко. Добираться сюда надо на перекладных, в мою бытность - ходил маршрутный "пазик" от ЖБФ, редко. Сейчас схема немного поменялась, но всё равно - только с пересадкой. Нужно доехать до юго-восточной части города, почти до конца. А затем уже пересесть на завойкинский 13-й маршрут. И потом он уже едет кругалём, огибая глубоко вдающуюся в сушу бухту Бабия.

Схема 1

1 - это сам микрорайон, дома, 2 - основное место базирования КВФ.

2. В этот день 15 августа 2016 г. я приехал на СРВ и гулял в том районе. Потом решил спуститься вниз, к универмагу "Рассвет", по старой привычке. Завойкинский автобус обычно выходил с остановки ЖБФ и останавливался тут, перед отворотом на Завойко. Однако подойдя к остановке, привычного расписания автобуса не нашёл. Спросил у прохожих. Оказалось, что 13-й давно уже с ЖБФ не ходит, а идёт со стороны города, от ост. Госпиталь. Так что надо идти для надёжности на следующую остановку, которая на нужной дороге.


3. А эта улица - главная в городе и самая длинная. Вьется вдоль бухты, много раз взбирается на сопки и сбегает с них, меняет название не менее десятка раз. Но именно на неё нанизан город. Здесь она имеет название Индустриальная, через полкилометра примет название Петропавловское шоссе, потом Океанская и т.д.


4. Иду на боковой отворот. Здесь завойкинская дорога поворачивает направо и проходит через Копай - район старых частных домов, а потом идёт по нежилой части, мимо кладбища кораблей, огибая бухту Бабия. Подошёл к остановке, смотрю мужик стоит ждёт. "Автобус на Завойко тут останавливается?" - "Конечно. Минут через 10 пойдёт". - "Спасибо".


Схема 2. А это вид Завойко со стороны ворот Авачинской бухты, с высоты заходящего на посадку самолёта. Этой трассой идут хабаровские и владивостокские рейсы, московские поворачивают на Елизово намного севернее.
Цифры: 1 - микрорайон Завойко, 2 - причалы КВФ, 3 - место бывш. посёлка Большая Лагерная, ликвидированного в 1978, куда ходил автобус 11, 4 - район ЖБФ, по факту граница сплошной застройки города, 5 - погранзастава на мысе Маячном. Дальше под нами уже Тихий океан.


Схема 3. Завойко отлично видно и с города, с разных районов. Вот вид с Мишенки, мой снимок 1988 г. 1 - сам посёлок, про который речь ниже (виден только верхний дом, остальные - за горбом полуострова), 2 - причалы КВФ. Правее - "ворота", выход из Авачинской бухты.


В общем, дождался 13-го автобуса и доехал до конечной.

5. Вид вверх по ул. Петра Ильичева. Тут, в отличие от самого Петропавловска, практически всё осталось, как и в 1989 году. Только построили несколько маленьких магазинчиков у дороги. Улица идёт наверх, флотские дома тоже взбираются по склону уступом. Дальше дорога преодолевает гребень пологой сопки и серпантином спускается вниз, к базе и причалам. Близ магазов появились уличные продаваны промтоварного ширпотреба - прямо как в каком-нибудь дальнем райцентре в глуши. Хотя, тут и есть глушь. Петропавловская.


6. Этого магазина, кажется, тоже не было в 1989.


7. Неспешно стал подниматься наверх, к школе, которая стоит на самой вершине. Это вид назад. Жёлтая маршрутка вдали внизу - вот туда-то и приходит автобус, вверх вдоль домов он не подымается.


Лирическое отступление.

Помните, я пару месяцев назад рассказывал о пассажирском рейсе Владивосток - Петропавловск на "Марии Ульяновой"? Так вот, там моим соседом по каюте был Вася - начмед СКР-а, служивший как раз в Завойко. В 1989 году он получил назначение на крейсер "Червона Украина" (нынешний "Варяг" во Владивостоке), который совершал межфлотский переход из Николаева и до Камчатки к описываемому моменту ещё не добрался.

А меня в том же 1989 государство вдруг решило призвать на военные сборы офицеров запаса по моей специализации, довольно редкой для армии. Причём вспомнило 2 раза подряд - в 1989 и 1990. Про 1990-й я уже здесь подробно рассказывал - это были окружные сборы в Хабаровске. Однако первый раз был годом раньше - с конца октября 1989-го по середину декабря. Со всей Камчатской области нас набрали 8 человек с начфиновским вус-ом и определили местом проведения КВФ. Один был с Приморского, ещё один с Елизово, остальные с Петропавловска. Ездить в Завойко - далеко и муторно, возвращаться - поздно.

Тут-то и пригодилось моё знакомство и приятельство с Васей: ездил домой через два дня, а ночевать после занятий в штабе флотилии ходил к нему, в его верхний дом, построенный аккурат для "червоноукраинцев". Очень удобно и не надо переходить на казарменное положение, как моим коллегам. Началось, впрочем, всё весьма комически - я решил приехать туда на сборы на велосипеде (!) и оставить его у Васи на время. Была уже осень, но снег подзадержался и было ещё довольно тепло для конца октября. Действительно приехал на нём в это Завойко, сильно вспотев, оставил велик на васиной квартире и пошёл вниз на обустройство и знакомство с матчастью.

В первый день прошло все быстро, нас ознакомили с планом сборов, быстро распределили на всех корабли - приморцу достался ракетовоз, ещё одному товарищу - плавмастерская, остальные поделили между собой ДЭПЛы и СКРы. Нашей задачей было вести текущее существование воинской части в качестве дублёра начфина, начислять ДД на "свой" корабль (кому какой достался) и вообще, вести его документацию под бдительным присмотром старшего. Второй частью обучения было ОММ ("осуществление мобилизационных мероприятий") - с которым мы вообще не были знакомы никак, никто из нас. Но государству видней, чем учить молодую поросль в угрожаемый период. Для этого со штаба флота приехал целый финансовый подполковник, который нас и учил этому специфическому делу.

На третий день сборов я решил не ждать редкого автобуса в город, а уехать на велике домой. Стал спускаться с крутого уклона этой самой ул. Петра Ильичёва, где-то не рассчитал траектории, наехал на поребрик и больно сверзнулся с велика, заодно погнув его раму. С позором вернулся к Васе, таща велосипед на себе, обработал пораненную ногу прямо там и затем пришлось заночевать у него (вывез покалеченный велик от него только после нового года). Потом наступили снега, а потом большие снега с метелями, так что я больше ночевал у Васи, выезжая в Петропавловск на ночёвку раз в три-четыре дня. Закончилось всё ближе к середине декабря, так что Завойко стало моим "домом" на полтора месяца.

8. Возвращаемся в 2016-й. Так вот, я поднялся до верхнего дома (на фото), где когда-то много раз ночевал у Васи. Дальше стал раздумывать - идти ли вниз, к КПП или не стоит искушать судьбу и лучше просто прийти на обрыв, где мы когда-то жарили мясо на углях. Ну и оттуда посмотреть, что-как сейчас.


9. Выше всех домов расположена "новая" школа. Ну как новая? Сейчас-то ей было уже 23 года, но на момент сборов там только расчистили площадку для фундамента. Школы тогда ещё не было. В общем, я обошёл школу вокруг и вернулся обратно. Знакомую тропку вниз почему-то не нашёл.


(2016) Затем пошёл по знакомой дороге вниз и завернул на пятачок, где мы когда-то устраивали с Васей пикник с шашлыками и водкой. Пятачок был тем хорош, что с него открывались отличные виды на причалы и на город тоже. Однако традиция активного отдыха не была забыта - там уже сидели две компании с вином и обильно разложенной снедью. Одна компания семейная, вторая - видимо, бухающие военные, одетые по гражданке. Иду вниз, шелестя травой, к обрыву, мимо этой компании, а они меня и спрашивают:
- Эй, товарищ в синей куртке! А ты чего тут шаришься с фотокамерой? Ты чей? Шпион, што ли?
Рассказывать историю моих связей с Завойко было недосуг, поэтому я ответил кратко:
- Служил тут. Хочу посмотреть, спустя много лет, как оно сейчас.
- Оно сейчас в порядке! А мы тебя в особый отдел сдадим, хочешь?
Я приостановился, обернулся и усмехнулся в ответ:
- В особый отдел? Это можно, опыт имеется. Контр-адмирал Шуманин когда-то тоже им грозил.
- О, ты и Шуманина помнишь?
- Не то чтобы прям знаком с ним, такого не было, но видел в мою бытность несколько раз, приходилось.
- А ты знаешь, что он потом разбился в Елизово?
- Знаю.
- Так ты вообще откуда?
- С Питера.
Тут обстановка несколько потеплела, и ребята подобрели.
- Ну иди, мил человек, только с обрыва не наебнись, там трава густая и сразу склон. А может, тебе стопку нацедить? У нас есть, и закуски много.
- Не, спасибо, ребят. Я тут по делам ностальгическим, и ненадолго. Пойду.

10. Вот этот вид с развалинами поста. Правее обреза кадра и столовались обе компании, их я не стал снимать.


11. Дошёл до обрыва. Отличный тут вид на выход из бухты Ильичёва и на город вдали.


12. Отлично видна и Мишенка, и центр с сопкой Любви, и даже Сероглазка. Что самое забавное, по прямой виден и мой дом на 8-м километре. Только ехать до него долго и муторно.


13. А это - ностальгическое фото конца 1980-х (точней, 1994-95 гг., как мне подсказали в ФБ). Увидел его у lot1959.
Это и есть причалы КВФ. На переднем плане - СКР "Сторожевой". Этот корабль знаменит двумя фактами биографии - попыткой мятежа на Балтфлоте (1975, офицер Саблин) и тем, что им долгое время командовал будущий министр обороны Украины Ежель, тогда бывший ещё обычным капдва КТОФ (1980-85). После падения Януковича Ежель сбежал в Белоруссию и сейчас обвиняется майданными крикунами во всяких пророссийских грехах.
Наверху видна та самая завойкинская школа (фото 8) и верхние дома по ул. Петра Ильичева (фото 9). Видны и руины поста с кадра 10.


Вот, про этого Ежеля. Он был в бытность министром обороны Украины и в Вилючинске, и в Завойко, в ходе визита 2011 года.


14. Посмотрим ещё на причалы КВФ, и перемещаюсь в другую точку, там видно лучше.


15. Пробираюсь через густые заросли ("Ну и заросло же здесь всё, за двадцать семь лет!").


16. Вот и вид, поближе. Как и в 1989-м, стоит плавмастерская польской постройки. На месте и танкер "Дунай". Приглядевшись, увидел и старую добрую "Даугаву", ракетовоз для вилючинских лодок. А вот средних кораблей первой линии нет никаких. Все растворилось в пучине Девяностых. Только МРК на дальних пирсах, и всё. В 1990-м здесь стояла даже огромная "Червона Украина", что сейчас кажется невероятным.


17. Ещё ближе.


17а. Те же завойкинские причалы, но снятые мною с катера, выходящего по фарватеру с Садовой тремя днями ранее.


17б. Ракурс чуть правее.


17в. Пирсы с МРК.


18. После беседы с бухающими на природе ребятами решил вниз к причалам не спускаться. Выбрался из этой зелени и повернул наверх, к васиному дому. А затем пошёл вниз. Снимал в Завойко я совсем мало - сейчас, просматривая фотосессию, пересчитал - всего 27 кадров сделал. А всё потому, что снимать тут крайне сложно: на тебя пристально смотрят, поведение ведь нестандартное. Здесь все друг друга знают, дома строились под экипажи кораблей, ну а экипаж - это коллектив. Так что любой чужак, приехав сюда, ощущает пристальные взгляды, вопрошающие "ого! эт кто такой? интересно, к кому приехал?".


19. А вот и улица вниз (Петра Ильичева), где я сверзнулся когда-то на велике.


20. Теперь иду на лужайку, где открывается вид на авачинские "ворота".


21. Надо дойти до торца дома, оттуда будет самый хороший вид.


22. Вот отсюда. Видите, как хорошо виден выход в океан? Кстати, знаменитые Три Брата отсюда не видны, "палец" слева - это кекур у мыса Вилкова.


23. Иду обратно. Вроде стараюсь вести себя незаметно, но только сделал кадр, стал спускаться к площадке - и через минуту на меня обратились несколько внимательных взглядов выгуливающих детей мамаш (ого! кто это такой тут гуляет? к кому он пришёл?)


24. Короче, толком тут не поснимаешь. Ладно. На сопку, чтобы посмотреть причалы тральщиков с другой стороны полуострова, уже не пошёл. Дождался 13-го автобуса и поехал обратно в город.


До свидания, Завойко! Неизвестно, свидимся ли ещё - но я тебя всё-таки проведал :)

Содержание серии
Tags: 20 лет спустя, Камчатка, архив, море, размышлизмы, флот
Subscribe

Posts from This Journal “20 лет спустя” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “20 лет спустя” Tag