1. Само по себе то, что этот фильм снят - архиправильно. В советской истории столько интересных и грандиозных сюжетов, что ничего придумывать не надо: бери коллизию или событие и снимай. Только не сильно перевирай, знай меру. Ну а события такого рода, как первый в истории человечества выход в космос, и подавно должны быть экранизируемы. Не голливудом единым, как говорится...
2. Сюжет, как я понял по итогам просмотра, был несколько творчески "усилен" и дополнительно драматизирован, для придания остроты и перчика. К этому я отношусь с пониманием - ведь зрителя надо увлечь и держать в напряжении как можно дольше. Здесь это в принципе получилось, хотя и довольно рвано. Фильм начинается с ЧП на истребителе и сразу же задаёт общий настрой. Затем предкосмические коллизии - например, убиение техника током при сборке. Потом начинается куча космических проблем. Однако мне не особо понравилась концовка - пребывание в тайге затянуто и решено по накалу драматизма хуже, чем в первой половине фильма. Кроме того, неестественно: космонавты - люди, специально тренированные к экстремальным условиям - лежат, как овощи, замерзая в снегу, вместо сооружения убежища и т.д. При том, что у них и огонь есть, и инструмент, и они не ранены. Кусок в тайге -откровенно слабый.
3. Антисоветизма в фильме немного есть - без этого наши творцы не могут в принципе. Обязательно где-нибудь надо пометить дерево подобными испражнениями и наложить пахучую кучку на поляне. К счастию, доза его всё же здесь невелика - и основная масса сосредоточена в диалоге космонавтов с Главным Конструктором перед полётом. Особенно озадачивает то, что в диалоги пролезла лексика конца 1980-х - поэтому это явное домысливание творцов.
4. Что показалось относительно слабым - раскрытие характеров космонавтов и вообще, игра актёров в среднем. Образы были заданы вполне понятные и разные. Один - активный живчик, сующий свой нос везде, где можно, ищущий, творческий (Леонов - Миронов). Второй - человек долга, степенный и спокойный (Беляев - Хабенский). Но умеющий принимать вызов и поддерживать товарища. Основной девиз - "Как Родина скажет, так и поступлю". И если Миронов был немного похож на Леонова-молодого и можно было сказать - "верю" (чисто психологически), то Хабенский ассоциируется только с Хабенским, а не с космонавтом Беляевым! Увы и ах. Вот зачем было его брать на роль? Это сильно отвлекает от сюжета. Потом, какой-то угодливый и ходульно-плоский Черток. Тоже не очень. Да и Хрунов-дублёр поверхностный, незапоминающийся.
5. На этом фоне очень хорошо получился Главный Конструктор (Сергей Палыч Королёв - Вл. Ильин). Визуально не очень похож, но сыграно просто отлично! По факту, киношный Королёв вытягивал игру остальных и связывал весь фильм воедино из разрозненных кусочков. Проявление концентрированной воли и умения противостоять разному давлению, сверху/ снизу/ сбоку. Вообще, фигура С.П. Королева одна из ключевых в советской истории - и его надо снимать и пропагандировать больше. Хорошо, что тут ещё раз вспомнили и проявили хотя бы его объёмно и ярко.
6. По части киноляпов особых глюков не обнаружил; с реквизитом и воссозданием исторической эпохи 1965 года поработали неплохо - так что если что увидели, пишите в комменты, я дополню.
7. В плюс можно записать операторскую работу, вышло очень неплохо. Музыка - на среднем уровне.
В целом, мой вывод - смотреть стоит. Шедевром типа "Укрощения огня" этот фильм не станет, но познакомиться с эпохой и событием полезно. Хотя, на мой взгляд, можно было и побольше уделить внимание игре актёров и раскрытию характеров - а они практически у всех участников событий были сильные и яркие. Техника в фильме вышла лучше, красочнее и достовернее, чем люди и их характеры.
PS. Все вышесказанное представляет сугубо моё оценочное мнение и личное впечатление.
PPS. Вот неплохой разбор про излишнюю драматизацию (п.2) и в каких эпизодах это произошло.
UPD. И ещё мнение, из Иркутска, от директора астрономической обсерватории Иркутского государственного университета Сергея Язева.
Journal information