Уральские мастера умеют и любят работать с металлом, это не секрет - однако содержание барельефов оказалось не менее интересным в плане исторического символизма, чем эпические росписи-плафоны на вокзале Екатеринбург-Пассажирский. В общем, предлагаю вместе со мной посмотреть, что же это такое и чем оно интересно.
Фрагмент "сталинградской" доски
2. Общий вид мемориала Великой Отечественной на Широкореченском кладбище.
3. У подножия обелиска со звездой горит Вечный огонь.
4. По левую сторону от огня расположены доски с бесчисленными фамилиями воинов, умерших в войну в госпиталях Свердловска.
5. А вот по правую сторону - как раз те самые барельефы, которые и привлекли наше внимание. Их шесть. Будем смотреть их последовательно, от первого к шестому, и у каждого, кроме того - интересные фрагменты.
6. Итак, композиция №1 - "Битва за Москву".
7. Самое интересное тут - изображение иконы Казанской Божией Матери, которую якобы по приказу Сталина провезли на самолёте над столицей, дабы помочь защитить Москву от ворога и укрепить воинский дух защитников. Над парадом 7 ноября 1941 сияет икона, а женщина справа перекрещивает воинов, идущих прямо с Красной площади на бой с фашистами. Виден также незамаскированный Мавзолей, на котором стояли руководители государства.
8. Правее - генерал армии Жуков, командующий фронтом и ответственный за оборону Москвы. Он тут даже немного похож на себя.
9. Композиция №2 - "Блокада Ленинграда".
10. Вторая композиция получилась сильней первой, на мой взгляд. Ленинградцы на фоне Исаакия в центре её.
11. Левая часть: линкор и тяжёлый танк Кировского завода на страже города. На них направлена тяжёлая артиллерия вермахта. вверху - аэростаты ПВО Ленинграда.
12. На фоне Невы и Петропавловской крепости - странички из дневника Тани Савичевой. Всё это - в металле.
13. И наконец, Дорога Жизни через Ладогу с полуторками и прорыв блокады Ленинграда. Красноармеец сбивает автоматом табличку "Petersburg".
14. №3 - "Сталинградская битва".
15. Тоже очень сильная получилась. Внизу - здание мельницы на берегу Волги.
16. "Штука" атакует район вокзала с легендарным фонтаном с пионерами в хороводе. Обратите внимание на то, что на доску попал и командующий немецкой группировкой Фридрих Паулюс, около схождения стрел противников.
17. В центре композиции - изображение первой массированной бомбардировки Сталинграда 8 авиакорпусом Рихтгоффена.
18. №4 - "Курская дуга".
19. В смысловом центре композиции - танковая дуэль, как символ Курской битвы.
20. Справа - работа индустриального Урала, ковавшего победу своими заводами в тылу.
21. Слева - советский солдат на пшеничном поле смотрит на горящие танки. Он в гимнастёрке с погонами, как и положено на тот момент.
22. Осада Одессы и Севастополя и оборона Новороссийска оказались пропущены (это тоже часть советского канона - но видимо, создателей лимитировало число досок) и далее идёт уже освобождение Европы, №5.
23. Правая часть посвящена нацистским концлагерям и их жертвам. Интересно, что в списке указан прибалтийский Саласпилс - явно не просто так. Хотя можно было поставить, к примеру, Равенсбрюк.
24. Дети-узники концлагерей.
25. В центре композиции - взятие рейхстага и советский флаг над ним. Ну и подписи победителей на колоннах. Однако что мы видим слева? А это - Нью-Йорк, послевоенное здание ООН! Как символ "ялтинского" мира, согласованного державами-победительницами и нового послевоенного мироустройства.
26. Наконец, слева внизу - Большая Тройка: Черчилль, Рузвельт, Сталин. Сталина одного не изображают, но к 70-й годовщине Победы всем уже совершенно понятно, что большие эпические повествования о войне без Верховного Главнокомандующего - абсурд и нонсенс. Так что показали в составе Тройки, под зданием ООН. Причём фоном служит, видимо, Прага (?).
27. Заключительная композиция №6 символизирует Парад Победы.
28. Колонны победителей идут по Красной площади, чтобы бросить вражеские штандарты к подножию Мавзолея. Штандарты фронтов не все реальные - к примеру, там есть Брянский и Ленинградский фронты, но нет ни одного Прибалтийского. Очевидно, к прибалтам вообще создатели барельефов относились весьма отрицательно, т.к. на другую доску вписали Саласпилс, "вклад" которого в уничтожение врагов рейха властями постсоветских лимитрофов сейчас фактически замалчивается.
29. Слева - поезд Победы, идущий с запада на Белорусский вокзал Москвы, с демобилизованными воинами.
30. Интересный приём обнаружился внизу почти в центре: в композицию вплавлена реальная медаль "За Победу над Германией" со Сталиным на аверсе. Я потрогал специально - взяли реальную медаль и вплавили.
31. А это те, кто делал эти композиции. Им всего 2 года, поставили в 2015 году.
Вот такой вот интересный взгляд на главные события войны. Это уже канон 2015 года.
Journal information