Там массово используется 3 вида самосвалов - маленькие (90 и 96 тонн), средние (136) и большие (220). Первые два - в основном Катерпиллеры и Terex, а большие - японские Комацу. Давайте посмотрим их поближе, включая кабину и как они управляются.
2. В момент посещения нами карьера "Благодатный" очень удачно совпало, что в районе обеда был небольшой перерыв на взрывные работы и самосвалы высвободились. Так вот, прямо у диспетчерской поставили все три градации машин, которые можно было осмотреть и полазить по ним. Тут на фото - все 3 типоразмера, упомянутые в начале: на 220, 136, 96 тонн (слева направо).
3. Этот Катерпиллер 777F - "малыш". Грузоподьемность 90 тонн.
Технические характеристики:
Двигатель - C32 ACERT
Эксплуатационная мощность - 700 кВт
Масса полная - 163 т
Максимальная скорость - 64,5 км/ч
Тормоза на самосвалах полностью гидравлические. На самосвалах серии F применяется принцип полезной нагрузки компании Caterpillar – 10/10/20. Он заключается в следующем: не более 10% перевозимой нагрузки может превышать разрешенный максимум на 10%; любая нагрузка не должна превышать установленную полезную нагрузку на 20%. Широкий выбор конфигурации кузова дает заказчику возможность выбрать комплектацию машины для выполнения конкретных операций.
Двигатели оснащены топливной системой MEUI с механически-электронными насос-форсунками. Конструкция модульных радиаторов (NGMR) имеет более широкое расстояние между ребрами, что облегчает и удешевляет техническое обслуживание и ремонт. Система автоматического управления замедлителем (ARC) является стандартным оборудованием на самосвалах серии F. Коробка передач самосвалов серии F имеет семь передач и обеспечивает превосходную плавность хода и переключения передач посредством использования новой системы электронного управления давлением муфт (ECPC).
4. Он же, ракурсом прямо во фронт. Номерной знак с кодом 24 (Красноярский край). Регистрация всех больших спецмашин производится в Гостехнадзоре, не в ГИБДД.
5. Катерпиллер 785-й серии - средний, на 136 тонн. Причём их тут две разных модификации, видимо отличающиеся поколением. В этот момент приехала ещё и поливалка на базе меньшего 30-тонного самосвала.
6. Вот другая модификация 785-го, снятого мной под погрузкой на дне карьера "Восточный". Как видите, кузов один по ёмкости, но кабина совсем иная.
Технические характеристики Caterpillar 785C:
Двигатель - Cat® 3512B EUI с двойным турбонаддувом и последовательным охлаждением развивает высокую мощность и обладает исключительной надежностью при работе в горных карьерах с самыми тяжелыми в мире условиями
Эксплуатационная мощность- 1005 кВт
Масса полная - 249480 кг
Максимальная скорость - 54,8 км/ч
Объем топлива - 1893 л
Объем жидкости системы охлаждения - 379 л
Объем масла двигателя - 90 л
Объем жидкости дифференциальной и конечной передачи - 436 л
Объем жидкости системы рулевого управления - 117 л
Объем жидкости системы тормоза/подъемника - 337 л
Объем жидкости гидравлической системы - 641 л
Рабочее напряжение - 24 В
Сила тока генератора - 75 ампер
Размер шины - 33.00-R51
Габаритная длина - 11024 мм
Габаритная ширина - 6277 мм
Габаритная высота - 5769 мм
7. Кадр с "Комацу" на 785-й Катерпиллер, с автором в комплекте для масштаба.
8. Передняя часть под козырьком кузова и вид на кабину.
9. В кабине может ехать и пассажир.
10. Органы управления машиной. Оператор (не водитель!) самосвала сверяется с дисплеем, что справа - на котором высвечиваются указания на следование туда-то и на ближайшую операцию. Я вам в основном посте показывал диспетчерское управление карьера, так вот всё это поступает оттуда.
11. Сейчас дисплей показывает "Взрывные работы в карьере / Стоянка в зоне".
12. Руль и индикаторы. Всё, в общем-то, просто и функционально.
13. Слезать с такого самосвала (с вертикальным трапом) надо заметно аккуратнее, чем с тех, где трап диагональный.
14. Наконец, самый большой самосвал на ГОКе - японец Комацу 830Е (и самый любимый по поведению, по неформальным отзывам водителей). Преимущественно используется на вскрышных работах, где нужен максимально емкий вывоз породы и меньшее время подъема.
15. Традиционный сюжет: "я и гигант". Я тоже поддался этому искушению и снялся с колесом для масштаба.
Технические характеристики:
Масса без груза - 162,5 т
Вес в нагруженном состоянии - 386 т
Двигатель - Komatsu SSDA16V160
Полная мощность - 1761 кВт, 16 цилиндров
Максимальная скорость - 48.8 км/ч
Объем топлива - 4542 л
Объем жидкости системы охлаждения - 568 л
Объем жидкости системы рулевого управления - 901 л
Объем жидкости гидравлической системы - 946 л
Габаритная длина - 14150 мм
Габаритная ширина - 7320 мм
Габаритная высота - 6880 мм
Клиренс - 1280 мм
16. Вот ещё, из этой же оперы - "человек и гигант".
17. Вид вверх.
18. Одометр стоит прямо на колесе и фиксирует пройденное им расстояние.
19. Выхлоп выводится вверху кузова - это самая безопасное размещение, учитывая электрический характер машины.
20. Что меня поразило на месте - это нагрузка на кузов. Когда экскаватор сыпет в кузов 30 кубов зараз, бедная машина аж
21. Давайте теперь подымемся наверх.
22. Вот по этому диагональному трапу.
23. Вид сверху. Всё остальное, что на колёсах, кажется отсюда смешным и маленьким :)
24. Вид на "Благодатный". Большие Комацу обслуживают именно этот карьер.
25. Все эти самосвалы - электрические, так что дизель тут выполняет фактически роль дизель-генератора. Отсюда и непривычные шкафы с электрооборудованием.
26. Предупреждающая надпись.
27. Оператор машины показывает основные функции. Тут тоже есть дисплей, который "командует" оператором по командам от диспетчера карьера, см. фото 11.
28. Впереди размещена целая система зеркал.
29. Коробка - автомат, насколько я понял. Есть парковочное положение, нейтраль, задний ход и обычный ход.
30. Наконец, экскаватор. Мы несколько раз просились посмотреть на него в момент работы, и на второй день под конец нам разрешили это сделать на полный цикл погрузки самосвала - после ещё одного дополнительного инструктажа на ТБ. Вот на этот, 10-кубовый.
31. Обратите внимание, что экскаватор - электрический. У него нет никакого выхлопа, и к двигателю идёт силовой кабель (см. внизу), который можно размотать на несколько сот метров. Чтобы залезть на такого гиганта, оператору надо опустить трап, чем он на кадре и занимается.
32. Трап опустили, залазим наверх. В этот момент я уронил камеру вниз, на острые камни: не проследил и неплотно застегнул футляр. К счастию, она уцелела при падении - а иначе бы я сейчас не показывал эти кадры.
33. Тут 2 основных этажа: сперва двигательный, а потом и рабочий (операторский). Есть ещё и 3 этаж, над кабиной, но туда мы не лазили.
34. И кабина оператора. Очень комфортное кресло с анатомической подкладкой и подголовником. Работает оператор в основном джойстиком, как в компьютерной игре - он торчит справа от кресла.
35. Вот оператор в момент работы, правая рука на джойстике. Слева - дисплей и тоже с командами от диспетчера, как и у самосвалов. Тут всё завязано в единую систему с обратной связью.
36. Высыпаем ковш в чрево самосвала.
37. Обратите внимание на размер фрагментов породы. И вот такие огромные камнищи сыпятся в кузов круглогодично. Вдали стоит следующий Катерпиллер на погрузку, ждёт очереди. Один отьехал - второй подъехал.
Ну а почему тут японцы и американцы возят руду, а не БелАЗы - я пояснял в предыдущей части.
Спасибо за внимание :)
PS. По этой же теме: как выглядит карьерный шиномонтаж и видео этого процесса.
Journal information