Старый аэровокзал Красноярск-Северный действительно цел и посейчас
2. ...И мы поехали! По пути к цели, проезжая по Взлетной улице, я заприметил и остаток аэродромной инфраструктуры.
3. Остановились. Явно ангар для обслуживания старых самолётов средней вместимости. Ил-14, как минимум - а то и Ан-10 с с Ил-18.
4. Интересно, почему он уцелел? Может, его под что-то предназначают? И можно ли пройти внутрь?
5. Оказалось, можно, он открыт. Заглянули.
6. Ангар здоровенный. Высота явно позволяла принять внутрь и Ту-104, и Ил-18. Но что тут будет сейчас?
7. В общем, удивительное дело. Но приятно, что он ещё цел, этот пласт транспортной истории. Хотя, состояние внутри так себе.
8. Наконец, подьехали и к старому аэровокзалу Красноярск-Северный. До 1981 г. это был основной аэропорт города, так что он застал даже и Ту-154, а не только первое поколение реактивной авиации.
9. Правда, сейчас
10. Но хотя бы здание цело. Спрашиваю Артёма:
- А внутри как? Хоть можно посмотреть?
- Конечно! Там магазины, и в одном из них даже можно свободно снимать.
- Давай зайдём!
11. На фронтоне явно что-то было, но сейчас сбито.
12. Главный зал аэровокзала занял довольно большой хозмаг.
13. И сквозь проложенные под потолком трубы и светильники просвечивала высокая советская античность. И даже оригинальные люстры висят, они уцелели!
14. Целы и колонны, и лепнина. Только
15. Самое интересное, что магазин действительно был дружелюбен к интересующимся транспортной историей и разрешал свободно снимать на территории!
16. Молодцы. Но вот сам зал изрядно изуродован постсоветской инфраструктурой.
17. Зато всё пока цело. Может и правда, когда-то, в будущие времена, этот парадный зал храма авиации и очистится от торговой шелухи.
18. А вот соседнему залу под другим магазином уже так не повезло, тут много декора оказалась содрано и лепнина упрятана под прогрессивные европотолки.
19. Кое-что осталось от декора и снаружи. Но не всё (см. фото №11, например).
20. Ну ладно. Идём дальше - тут рядом автовокзал, и его посмотрим.
21. Вернувшись домой, стал смотреть историю этого места в эпоху советской послевоенной античности. Она оказалась весьма интересной. Открыли аэровокзал в 1954 г., с развитием массовой авиации, а аэропорт построили ещё раньше, в войну.
(из жж kraevushka)
[...] В 1941 году в нашу страну на переговоры вылетел заместитель государственного секретаря США Самнер Уэллс. Его маршрут пролегал через Аляску и Якутию с остановкой в Красноярске. Здесь американскому представителю устроили официальный приём с руководством крайкома и крайисполкома Красноярска. Было достигнуто соглашение, что в нашем городе откроют необходимый аэродром, для принятия американских самолётов.
Такой аэродром был построен на территории нынешних улиц Взлетной и Молокова. Над сооружением первой части бетонного покрытия взлетно-посадочной полосы аэродрома трудились японские военнопленные. К концу 1943 года было построено уже две бетонные взлетно-посадочные полосы длиной 1000 метров и шириной 80 метров, четыре ангара, служебные здания, технический склад, гараж, жилые дома и прочие сооружения.
(+)
22. ...и уже летом 1954-го к вокзалу такси-"Победы" подвозили пассажиров поршневых Ил-ов и лицензионных "Дугласов".
(из жж kraevushka)
23. 1973 год. Это расцвет аэропорта. По полю идут экипажи Красноярского авиаотряда.
24. Конец 1960-х. Красивое здание, безусловно!
25. Специализировался аэропорт на Ил-18, это была основная рабочая лошадка Красноярска-Северного.
26. Вот ещё, он же.
27. И ещё!
28. Более того. Роясь в архивных фото, я нарыл фото и того самого ангара, который обнаружил на ул. Взлётной с березками на крыше! Вот он, смотрите:
29. Он и вправду принимал Ил-18 на обслуживание, как я и предположил, осматривая его изнутри.
С развитием авиации аэропорт перенесли в Емельяново, подальше от города. Красноярск-Северный закрылся только в 1988-м. А эту территорию в постсоветское время стали застраивать жилыми микрорайонами.
30. А вот и автовокзал. Он обыденный, без изысков.
31. Оглянемся ещё раз с крылечка автовокзальной блинной на античный аэровокзал...
32. И идём к машине, ехать дальше.
Впечатление, конечно, от увиденного двойственное. Когда-то, после падения Римской империи всякие аланы, остготы и лангобарды пасли своих коз на опустевших римских форумах и колизеях. И глядя вот на эту цвестасто-вывесочную феерию постсоветской торговой цивилизации в ампирных залах бывшего аэровокзала, я вспомнил про ту давнюю историю. Есть в этой ситуации нечто похожее. Интересно, почему бы городу не привести в порядок это чудесное здание и не отдать его, скажем, под дворец творчества молодёжи, или хотя бы под музеи и художественные выставки? А то выглядит как примитивное хозяйствование пастухов-лангобардов на руинах высокой римской цивилизации...
UPD. А вот немного про судьбу ангара:
Музей истории освоения русского Севера может появиться внутри или на месте заброшенного ангара на ул. Взлетной, 1а. С такой инициативой выступает местное отделение Русского географического общества.
33. Далее наш путь лежит к станции Красноярск-Северный, что на грузовом обходе Транссиба. По пути увидел самолёт-памятник.
PS. Начало похода по Красноярску было тут (про аэропорт Емельяново).
Journal information