История вопроса такова. Если вы помните, в 2006 году они сдали грандиозную линию на Лхасу, самую высокогорную в мире (линия проходит через перевальную точку с высотой 5072 м). Протяженность её 1956 км. Она соединила Тибет и внутренний Китай магистральной ж/д. Затем линию продлили до Шигацзе, это ещё 253 км вглубь Тибета.
Но на этом китайцы не успокоились, поставив новую цель: соединить Тибет с коренным Китаем второй широтной линией из Сычуани. Будущая линия получила название Сычуань-Тибетская железная дорога (СТЖД, Sichuan–Tibet Railway). По этой линии даже нет пока русскоязычной статьи в Википедии - но первые участки они уже начали реально делать!
Длина линии - 1629 км, плановый срок полного окончания работ - 2025 г.
На схеме видно обе железные дороги на Тибет: из Цинхая (зеленый цвет, работает) и из Сычуани (красный, строится).
Вот описание линии от самих китайцев:
[...] По сообщению Китайской железнодорожно-инженерной группы "Эрюань" -- главного подрядчика Сычуань-Тибетской железной дороги, данная магистраль будет брать начало в городе Чэнду -- административном центре провинции Сычуань, пройдет через сычуаньские города Яань и Кандин, тибетский город Чамдо, откуда далее протянется потом через Линьчжи и Шаньнань до Лхасы -- административного центра Тибетского автономного района. Общая протяженность железной дороги составит около 1700 км. Капиталовложения в строительство составят 250 млрд юаней /около 36,88 млрд долл США/.
Строительство уже началось на двух концах железной дороги. Участок Чэнду -- Яань будет сдан в эксплуатацию в июне 2018 года. К настоящему моменту завершилась работа по технико-экономическому обоснованию проекта участка Яань -- Кандин. Кроме этого, ведется строительство участка Лхаса -- Линьчжи.
Участок из Кандина в Линьчжи -- самый трудный и самый длинный участок Сычуань-Тибетской железной дороги -- находится на стадии проектирования. Его строительство будет начато в 2019 году, срок строительство составит около 7 лет, отметила Китайская железнодорожно-инженерная группа "Эрюань".
Сычуань-Тибетская железная дорога станет главной магистралью железнодорожной сети Западного Китая, связывающей Тибет с более развитыми центральными и восточными районами. Проектная скорость движения поездов по ней составит 160-200 км/час. После ввода данной железной дороги в эксплуатацию время в пути из Чэнду в Лхасу сократится с 48 часов до примерно 13 часов.
Но самое интересное - это рельеф! Он тут реально страшный. По сложности это всё равно, если бы у нас стали прокладывать линию через Алтайские горы напрямую вдоль Монголии: например, Бийск - Ак-Довурак - Кызыл и далее на восток. Только у нас таких дурачков-прожектёров сочли бы сумасшедшими и экономически неграмотными психами, а китайцы просто начали строить. Поэтому СТЖД можно назвать "Китайским БАМом": она короче нашей магистали в полтора раза, но серьёзно сложнее в инженерном смысле.
PS. Интерес у Китая, кстати, в немалой степени и стратегический - смотрите, линия идёт вдоль спорных участков индийско-китайской границы, так что после окончания строительства НОАК получит решающее преимущество в сроках развёртывания и в лёгкости снабжения войск, относительно индийской армии.
Journal information