Представлено там очень многое - чтобы обойти всё и внимательно, требуется пара дней. Поэтому я не буду сильно растекаться мыслию по древу, а напишу свои впечатления только от части экспонатов, которые привлекли наибольшее внимание. Важная ремарка - там были представлены не только магистральные, но и техника для пригородных перевозок (новые электропоезда), и даже трамваи с метро. Так вот - прошу не долбать меня "пригородной" тематикой: о новых элках напишут многие авторы, а конкретно мне было интересно магистральное движение и техника для евразийского коридора и Транссиба. Поэтому многое из представленного там пропускаю. А то пост разрастётся до неподьёмных размеров. В плане более цельного осмотра салона рекомендую обзор коллеги russos, он был в первый день работы "Экспо", а я на следующий.
2. С Курского вокзала на салон между 9 и 10 утра шли две бесплатных "Ласточки" - я успел на первую. Народу очень много, но этот (второй) день был отдан отраслевым специалистам. Посетители планировались на третий день, а специальная детская программа - на четвертый. Когда пришёл ко входу, обратил внимание, что приехало смотреть технику и работать на салоне много китайцев. Они сейчас очень активны в работе по ж/д всего мира, и мы - не исключение.
3. Прошёл контроль, и вот я на территории легендарного ВНИИЖТ. Впервые в жизни. Кстати, дым на фото - не просто дым, это паровозный. Специфика места: неподалёку и выше как раз стояли 7 или 8 паровозов в полной готовности, а ветер дул оттуда.
4. Первое, на чём я остановился в осмотре - это ж/д модификация банального УАЗ-Патриота. Легкая машина для диагностики путей.
5. УАЗ ставится на стальные колёса, и может приподниматься немного, чтобы шины не касались рельс.
6. Кузов набит под завязку диагностической аппаратурой. Салон - стандартный, только руль не будет работать во время движения по путям. Кроме того, есть модификация с управлением беспилотниками, с операторского места.
7. Характеристики машины.
8. Затем пошёл смотреть локализованную Ласточку-Премиум. Помните, я делал тест Ласточки немецкой сборки в феврале 2015-го, которая была запущена на Петрозаводск? Так вот, эта - тоже дальней модификации, но сборки Верхней Пышмы.
9. Характеристики.
10. Посмотрел салон, посидел на сиденьях. Розетки размещены между креслами внизу, видите? 2+1 на ряд.
11. Сами сиденья мне показались более дубоватыми, чем немецкая модификация. Те были помягше: уральцы кажется несколько перестарались с антивандальностью. Зато - полноценные столики, прочные, на которые можно поставить даже ультрабук.
12. Потом сходил в кабину, оценил эргономику, и там же пообщался с инженерами завода. Сказали так, что этот поезд с 2016 г. локализован на 80%: немецкое осталось только асинхронники и башня охлаждения двигателей. Даже электронику теперь паяют поставщики внутри России, климатическое оборудование и приборы тоже локализованные.
13. С болью в сердце пропускаю "исторический" павильон - там много интересного. Наверное, сделаю по нему отдельную часть. К слову, для детей были активности и в день специалистов, но основная программа всё же была на 4-й день, заключительный для салона.
14. Вот любопытный экспонат - новый путеизмерительный вагон КВЛ-П2.1, незаметная пассажиру рабочая лошадка для поддержания на должном уровне технического состояния магистралей. Диагностирует состояние пути по более чем десятку параметров, выдаёт путейцам задания и выставляет ограничения движения, если обнаружены проблемы. Зайдём?
15. Характеристики.
16. Делают в Самаре, много комплектации из Петербурга. Вагон рабочий, не выставочный.
17. Внутри. Впереди - пост диагностики с двумя здоровенными мониторами. Дальше - купе с документацией, зона отдыха, слесарная мастерская, место для питания в пути.
18. Диагностика выводится на мониторы прямо в процессе движения, и если есть проблемы - оператор по рации сразу же предупреждает путейцев и движенцев, выставляет ограничения по перегону на каких-то участках.
19. Купе для отдыха работников.
20. В торце - большие окна для визуального наблюдения за путями и удобные сиденья.
21. Но больше всего меня поразили вкрученные между окнами судовые часы. На мой изумленный вопрос "откуда это тут?" - сказали, что начальник путеизмерительной лаборатории служил на Северном флоте.
22. Идём дальше. Экзотический зверь - газотурбовоз ГТ1h-002. Не ожидал его тут увидеть - думал, после падения СССР эту ветку совсем забросили. Ан нет, тестируют на Свердловской ж.д.
23. Вот он, целиком. Здоровый зверюга :)
24. Характеристики.
25. Тепловоз 3ТЭ25К брянского производства. Трехсекционная версия - новьё, а вот 2-секционник выпускался на БМЗ ещё с нулевых. Сейчас, видимо, этот тепловоз ждёт ренессанс, в связи с тем, что Луганский тепловозостроительный из-за украинского конфликта почти не работает. Экипажная часть унифицирована с 2ТЭ116.
26. Западников на ЭКСПО было много: и "Сименс" и "Альстом" отгрохали здоровенные отдельные павильоны. Интересно, что "Сименс" в газовых турбинах "рыбу не заворачивает", а вот в ж/д проектах - ещё как "заворачивает" и борется за большой российский рынок.
27. Альстомовский павильон (совместно с ТМХ). Остальные западники сидели в строении №1 - от Штадлера и австрийцев до более мелких фирм.
28. Новая универсальная платформа 13-1258. Впервые увидел новый Урал Next (слово-то придумали! для военной машины!).
29. Характеристики.
30. Дальше я хотел залезть в новое латвийское изделие от LDz - переделку старой "машки" М62, куда латыши засунули западный дизель вместо традиционного 14Д40 и сделали рестайлинг корпуса. Но там было всё набито народом, поэтому пошёл на соседний путь смотреть другой магистральный локомотив.
31. Самое интересное во втором дне неожиданно для меня оказалось то, что он совпал с осмотром техники линейными машинистами: к проведению ж/д салона приурочили и всероссийский слет машинистов. И вот по всем путям ходили группы суровых мужчин в форме с рентгеновскими цепкими взглядами. Групп было много, наверное не менее десятка, они разделились для удобства осмотра всех магистральных локомотивов.
32. Так вот. Мне исключительно повезло вписаться в одну из таких групп, когда они смотрели новый электровоз "Князь Владимир" 2ЭВ120. Это конкурент Сименса и Уральских локомотивов, основан на платформе TRAXX от Бомбардье. Он как раз на испытаниях во ВНИИЖТ - правда не знаю, сертифицирован уже для магистрального движения или ещё нет.
33. Короче, я залез в недра электровоза вместе с такой группой.
34. И вот этот было захватывающе интересно: как машинисты терзали конкретными вопросами двух инженеров от завода. Реально, перекрестный допрос! Я стоял в уголке и с восторгом слушал. Ни в одной газете или статье такого всестороннего рассмотрения машины не получить. Инженерам было действительно трудно, но ничего - это их работа.
35. Кстати, у рабочего места помощника машиниста в этом электровозе стоят встроенные холодильник и микроволновка. Так что традиционного "тормозка" можно с собой и не брать :)
36. Исследовали недра локомотива машинисты очень внимательно. И много снимали на смартфоны.
37. Характеристики.
38. Ближе к вечеру попал на презентацию новой платформы для скоростных контейнерных поездов - с "тихими" пассажирскими тележками на 160 км/ч и грузоподьемностью 36 т. Может быть, это будущий трудяга евразийских коридоров, кто знает.
39. Потом пошёл пробираться на "динамику", но так как был тут вообще впервые, шёл непрямым путём. Сперва прошёл трамвайно-метрошную экспозицию (её пропускаю, смотрите у Руссоса), потом увидел СР3. Помните такую электричку?
40. Дальше стоял не очень удачливый 2-этажный новый аэроэкспресс ЭШ2, который почему-то никак не выйдет на линии. Или уже вышел, а я пропустил?
41. Наконец, добрался до площадки, где трибуны для зрителей "динамики", парада локомотивов. Она тут производится 2 раза в день - в 13.00 и 16.00. Первую я пропустил, когда ходил с машинистами по электровозам. Пришёл только на вторую. Народу тут много, эта часть салона наиболее популярна для "обычных" посетителей. Рядом стоит паровоз-памятник Л-3348, по нему тоже лазят вовсю.
42. Динамическая экспозиция - красивая, особенно парад паровозов, но (увы) далековато от зрителей. Зачем-то пустили красавцев-паровозов по дальнему пути, а не по второму от зрителей. Но сама организация - на высоте. Хорошая музыка, нормальный и вменяемый дикторский текст практически без ляпов; в общем - респект организаторам. Прошло порядка 8 паровозов разных типов (от дореволюционных Ь и Ов до П-36 и ЛВ), затем антикварные электровозы и тепловозы, после чего - современные локомотивы, включая 4-секционного гиганта 4ЭС5К "Ермак".
43. Первым в колонне исторических локомотивов шёл уникальный паровоз "Ерь" 1897 (!) года. Он прошёл впервые, раньше почти 30 лет стоял в депо Рославль паровозом-памятником.
44. Увы, я занял неудачную позицию - в связи с незнанием здешней топографии и тем, что тут был впервые. Потом-то я посмотрел, можно было умней занять позицию, но теперь уже это на следующий раз.
45. Короче, отличное мероприятие! Я доволен. Выражаю признательность Российским железным дорогам за аккредитацию и возможность всё посмотреть и пощупать самому.
Journal information