2. От вокзала надо идти на север - дорога постепенно выведет к альтштадту. Идти надо так, чтобы старая ж/д линия к заливу все время оставалась правее. Сперва на пути будет Немецкий дом с большой надписью, а потом возникает остроконечный шпиль кирхи св. Николая, у которого и начинается местный фленсбургский пешеходный арбат. Или, иначе, Хольм.
3. Хольм затем перетекает в Гроссерштрассе, однако он мне совершено не понравился. Стандартный игрушечно-безликий альтштадт, каких в Германии десятки. Ни цены, ни заведения не впечатлили - совершенно никакой изюминки. Толкётся куча туриков, хотел купить городской магнит - с ними тут тоже почему-то дефицит. Одна шняга, еле нашёл мало-мальски выразительный.
4. В общем, как только представилась удобная возможность, я с этого туриковского арбата свинтил вбок, к бухте. Вот прямо у этого фонтана и повернул направо.
5. Ага, вон слева лес мачт - там и начинается бухта! Нам туда.
6. Вдоль бухты сделан довольно длинный пешеходный променад. И хотя тут было не меньше народу, чем на Хольме - но было значительно приятнее идти. Всё-таки бухта и морские пейзажи, они меняют восприятие. Вдали дымил какой-то пароходик, идём туда.
7. И точно - самый настоящий пароход "Александра"! Местная фишка. Я уж не знаю, подлинный ли это ветеран или новодел для услады посетителей - но всё равно красиво. Он как раз разводил пары и собирал туристов на прогулку. Я посмотрел его с разных сторон и пошёл было дальше, и тут он как заревёт! Я аж вздрогнул от неожиданности. Примерно как паровозный гудок, только сильнее.
8. На той стороне бухты - другая кирха-доминанта, Св. Юргена.
9. Какой-то мемориальный камень. Кто по-немецки читает - подскажите, в честь чего. (UPD: в честь моряков, не вернувшихся с морей)
10. Поразило в городе обилие вот таких складных колясок, куда публика складывала вещи, одежду, сумки и т.п. Я их видел там наверное штук сорок, у самой разной публики - и подумал, что где-то такие коляски выдают видимо напрокат.
11. Идём дальше по променаду. Приближается парусник Seute Deern, нос которого засветился и на заглавном снимке.
12. Подходим к району музейной верфи.
13. В разных местах сложены винты, якоря, блоки, какие-то другие приспособления. Набережная тут становится дощатой, очень колоритно.
14. Скамейки - бревна. Тоже здорово. Мне такое нравится. Идёшь по настилу - доски немного поскрипывают. Ляпота!
15. В центре был деревянный киоск, где продавали местную фишку - бутерброд с рыбой. Типа гамбургера, только это фишбургер. Кадый второй прохожий считал своим долгом тоже взять этот местный бутерброд. Рядом прямо среди людей бродили удивительно наглые и раскормленные чайки, которым часто кидали кусочки.
16. Вот эта фишбургерная, поближе.
17. Смотрите, чайка-подросток тут больше утки :)
18. В какой-то момент пейзаж берега напротив меняется и приобретает производственный характер. Но там попадаются не только современные строения, но и что-то вроде нашего конструктивизма (функционализм?) и даже узнаваемые особняки времён Второго рейха.
19. Уютно и душевно. Вот тут мне понравилось, это вам не туриковский арбат.
20. Какое-то старое приспособление, возможно деревянный кран.
21. Тут со стороны бухты снова раздался могучий гудок, который заставил всю публику обернуться. Ба! Да это "Александра" дымит, чапая в сторону Дании!
22. Направление на верфь обозначается на местности так.
23. Можно старую верфь пройти насквозь и идти дальше вдоль берега. Какое-то время продолжается марина, потом начинаются склады и производства. Туда я уже не пошёл.
Но тут надо рассказать про ещё одну очень интересную грань города Фленсбурга, о которой не очень любят распространяться всякие путеводители и схемы. Дело в том, что это не только самый северный немецкий город - это ещё и самая последняя территория под контролем Третьего Рейха. В годы Второй Мировой небольшой городок на краю страны практически не пострадал. Вот, скажем, Киль или Гамбург были вбиты в каменный век союзной авиацией, а тут была тишь да гладь. И поэтому после самоубийства Гитлера именно здесь обосновалось новое правительство рейхспрезидента Дёница, т.н. "фленсбургское правительство". И преспокойно функционировало себе аж до 23 мая 1945 (!). Представьте себе, капитуляция Германии была уже две недели назад, а тут правил Дёниц и Ко.
Я хотел туда доехать, но не получилось. Если бы на машине - то да, можно было бы домчать. А так оказалось крайне неудобно. Это район Мюрвик - мало того, что он был на той стороне бухты, так ещё и в 7 км севернее вдоль берега. Вот в какой глухой "карман" забрался Дёниц со своими министрами, засев в районе военно-морского училища. Там базировались моряки и ему, как гросс-адмиралу и главкому кригсмарине, было удобней среди своих.
Схема северо-восточного выступа фленсбургской бухты. Цифра 1 - это академия ВМС ФРГ, а тогда военно-морское училище. Цифра 2 - спортшкола этого училища, где и базировалось правительство Дёница - последнее правительство Третьего Рейха. А юго-западный "язык" со строениями на берегу как раз и виден вдали на фото №23 этого поста.
24. Главное здание училища - весьма величественное и построено лицом к бухте (1 на схеме).
25. Но Дениц и Ко сидели в более скромном здании спортшколы (2 на схеме). Она и сейчас цела, как говорят.
26. Шпеер, Дениц, Йодль в день разгона фленсбургского правительства англичанами и ареста его членов.
27. Вот они идут в плен, 23 мая 1945 г.
28. А это все остальные выходят из здания спортшколы, тоже в плен.
Так что именно здесь и закончился Третий Рейх.
29. Ладно, идём обратно. Теперь уже по приморской улице Шиффбрюкке, рядом с променадом. Смотрите, рельсы старой ж/д не демонтированы, а просто сровнены в уровне с мостовой.
30. Дальше железка отходит от дороги и продолжается уже самостоятельно.
31. А вот и местная ярмарка, устроенная на довольно грязноватой поверхности. Вообще, надо сказать, что здесь - равно как и в Киле с Бремерхафеном - чувствуется такое особое северогерманское разгильдяйство. Вот вдали от морских берегов - все аккуратненько и кукольно. Особенно это достигает пика в Тюрингии, Баден-Вюртермберге, Бавари. А тут - сильно никто не заморачивается. Ну, сделали рынок немношко в грязи, да и ладно. Торгуем тарелками на ступеньках без подстилки - и пофиг. Не хошь, не покупай! Оставили мусорок у пирса? Не беда, уберут утром :)
32. Торгуют тут без заморочек и подстилок. Кстати, в это время как раз моросил дождик.
33. Проходим два старых моста ж/д. Один путь, правый, ведет вдоль гавани - я его показал на предыдущих фото. А левый путь шёл к старому вокзалу прямо у основания бухты, который в 1932-м, с постройкой нового Hbf, был упразднён.
34. Назад шёл по иному пути, чем туда. Иду сейчас мимо пожарной части, которую обозначает фонтан в виде петуха, обливающего себя водой.
35. И, наконец, вокзал. Сейчас идём на электричку на Гамбург - ну а дальше я вам уже рассказал, как дело было и куда я ехал :)
В общем - честный и аутентичный морской городок. Можно рекомендовать к посещению.
Видовая гавань, морской колорит, музейная верфь, умеренные цены. И настоящий пароход!
Спасибо компании Finnlines за доставку в Германию и обратно.
Journal information