Что не удивило - так это полный набор стандартных графических штампов: цветочки для полиции, подавление беззащитных толп честных граждан до зубов вооруженными тонтон-макутами империи, медийно привлекательные для трафика расквашенные физии страдальцев. Было раньше, применяется сейчас, и неплохо действует на массы. Смотрим:
1. "Полиция и цветы"
2. "Испанский режим подавляет бедных граждан"
3. "Страдальцы за народ"
А вот весьма стандартный комментарий в ФБ Ольги Туханиной (к слову, у неё самой позиция как раз нейтральная: "нефиг лезть")
Пишут (справедливо), что Каталония дает порядка 1/5 бюджетных доходов всей Испании и более развита, чем метрополия:
Да, совершенно верно. Где-то так. И это так же верно, как и то, что УССР когда-то давала в общее производство СССР вклад в 25-27%, "сидя" на обработке общесоюзных потоков. Помните же вот это? "Хватит кормить Москву" (с)
Выньте из каталонских потоков общеиспанские грузопотоки, наполнение портов, ж/д, сбыт агропродукции без пошлин по внутренним условиям, общеиспанскую кооперацию - и многое изменится. Испания никуда не исчезнет, там 40 млн. без Каталонии. Большой и емкий рынок. А вот альтернативы портам и транзитному положению Каталонии есть. Националисты обычно стараются обособляться от бывшей метрополии и положение прежним не останется - они обязательно повысят транзитные тарифы, пошлины и прочее, дабы получше заработать. Украина и СССР - сходный исторический пример.
Что касается самой Каталонии в целом и обычных каталонцев - они ничего не выиграют от полной "отдельности". Язык там не притесняется и сейчас, экономика на подъеме, инфраструктура создана ранее и она мощная. Выгодоприобретателями раздела будет совсем небольшая прослойка населения - не более 5%. Сейчас тамошним работягам и клеркам ушлые журналисты срут в мозг мантру "хватит кормить Мадрид", потом те же работяги столкнутся с депрессией и оттоком транзитного грузооборота и побегут на работу в соседние страны. Ведь на одном туризме и Саграде Фамилии экономику не выстроишь.
И ещё. Национализм всегда предполагает следующей стадией различные формы разделения с бывшей метрополией. Давайте посмотрим хотя бы на примере транспорта. Ну вот, начнут его делить и ставить свои условия для бывшей единой сети сообщения, и что? Испания выстоит, построит сеть на Европу через Арагон (см. карту), а Каталония как транзитный регион постепенно зачахнет. То же и с портами: Испания перенаправит поток в порт Валенсии, а Барселона превратится во второстепенный порт. Если чисто по портам смотреть, то и сейчас Валенсия с прилегающим кластером мощнее - 57 млн.т грузооборот против 43 млн. т Барселона + Таррагона. По контейнерным мощностям разница ещё больше - 7,5 млн. TEU против 2 в каталонских портах. Так что испанцы, если уж начнут обособляться и не отдавать каталонским националистам грузопотоки, могут просто нарастить ещё больше валенсийские мощности и отобрать треть, а то и половину потока у Барселоны. Кроме того, порт в Испании не один, а собственно Каталония (7,5 млн.) слишком мала, чтобы генерировать серьёзные потоки. Помните же прецедент Одессы? В 1983 - штаб-квартира крупнейшего пароходства в мире, быстрый и динамичный прирост грузооборота; в 2016 - заштатный вывозной порт сельскохозяйственной задницы Европы.
Синей линией отделена территория Каталогии, два чёрных пунсона - вход линий ВСМ на территорию автономии
* * *
Так что морально и психологически я за испанцев. Как сторонний наблюдатель, я не желаю распада страны Сервантеса и Сальвадора Дали. А вот России от этой истории надо держаться в принципе подальше, политически. Пусть Мадрид справляется. Он тоже ошибок наделал, сперва сильно запустив ситуацию, а потом попытавшись исправить всё за три недели. Так не бывает. Но и "коллективным Горбачёвым" Мадрид не стал - так что надежда на полноценный возврат контроля и разумный компромисс внутри единой страны есть.
Journal information