[...] Высокоскоростную магистраль могут построить сначала до Владимира, а судьба участка до Казани будет решаться потом, к такому мнению пришли участники сентябрьского совещания у зампреда правительства Аркадия Дворковича, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на два источника, близких к РЖД. Продление ВСМ может состояться, если участок до Владимира окупится. Эту информацию газете подтвердили министр «открытого правительства» Михаил Абызов и представитель РЖД, строительство ВСМ Москва - Владимир планируется завершить к 2023 году.
Растет риск того, что строительство ВСМ до Казани будет отложено или не состоится, сказали газете три собеседника, участвующие в обсуждении и подготовке проекта. Для правительства приоритет — дорога до Казани, но возможна реализация проекта этапами, уточнил Абызов. По словам источника «Ведомостей», близкого к РЖД, в концессионном соглашении будут прописаны условия, при которых ВСМ будет проложена до Казани, в том числе трафик, выручка от билетов и макроэкономические показатели.
Собеседник газеты, участвовавший в подготовке проекта, считает, что на стройку ВСМ не хватает денег.
Затем пришло уточнение информации из более нейтрального источника:
МОСКВА, 18 окт /ПРАЙМ/. РЖД вложат 200 миллиардов рублей в опытный участок ВСМ Москва - Владимир, на котором поезда смогут курсировать по новой высокоскоростной инфраструктуре от Москвы до Владимира, а затем по существующей линии до Нижнего Новгорода, сообщили РИА Новости в компании.
"ОАО "РЖД" направит на реализацию проекта ВСМ Москва - Казань 200 миллиардов рублей до 2023 года. В качестве опытного участка будет построена высокоскоростная магистраль Москва - Владимир. На первом этапе реализации проекта высокоскоростные поезда смогут курсировать по новой высокоскоростной инфраструктуре от Москвы до Владимира, а затем по существующей линии до Нижнего Новгорода", - сообщили в РЖД в среду.
Время в пути составит около 3 часов с учетом семи остановок в городах: Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Гороховец и Дзержинск. Строительство участка Москва - Владимир предлагается реализовать по концессионной схеме в период с 2018 по 2023 год. Организационно-правовая и финансовая модели реализации строительства участка Москва - Владимир будут направлены в правительство после соответствующей проработки. Одним из преимуществ новой схемы реализации проекта, отметили в РЖД, является отсутствие необходимости в капитальном гранте от государства.
"В настоящее время ОАО "РЖД" готовится заявка частной концессионной инициативы на реализацию строительства опытного участка Москва - Владимир. Компания направит на реализацию проекта 200 миллиардов рублей, также планируется привлечь средства российских и международных стратегических инвесторов, кредиты российских и международных банков, международных банков развития", - рассказали в компании.
Там добавили, что в дальнейшем, после завершения оставшихся участков ВСМ Москва - Казань (Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары, Чебоксары - Казань) время в пути от Москвы до Казани составит 3 часа 17 минут без учета остановок. Эта магистраль станет первым участком проекта ВСМ Евразия, который предполагает интеграцию высокоскоростных железнодорожных сетей Европы и Китая для перевозки грузов и пассажиров.
* * *
Собственно, расшифровываю.
1. Масштаб стройки ВСМ сокращается в 5 раз, до незначительного участка в 190 (!) км. Срок остаётся тот же.
2. По сути, это будет уже не ВСМ, а пилотно-экспериментальный участок ВСМ, со всеми вытекающими последствиями.
3. Значит, государство Российское от этого проекта по факту устранилось и бросило проблему на плечи РЖД. Когда государство относится к стройке всерьёз, оно копытами искры из гранита высекает.
4. У РЖД таких колоссальных инвестиционных денег нет и не будет, ведь оно организует ж/д сообщение по всей России и несёт гигантские постоянные затраты на поддержание ж/д линий от Владивостока до Калининграда, плюс усиление Транссиба и БАМа.
5. Поэтому РЖД с чьей-то подачи решило пойти по линии "сделаем столько, на сколько нас хватит" - инициатива приписывается Дворковичу. Он ли это озвучил и вбросил, неизвестно - но продавлен именно такой вариант.
6. Линия Москва - Владимир в 190 км в коммерческом и пассажирском смысле никому не нужна. Там ВСМ никому и ничего не покажет, никаких значимых "плюшек" в сокращении времени до НН или Казани не принесёт, обществу преимущества высокоскоростного сообщения не продемонстрирует. Смысл ВСМ - в решающем сокращении времени сообщения до дальних крупных пунктов (Казань, Екатеринбург) и формировании нового сегмента спроса, как это произошло с "Сапсанами" в начале 2010-х. А на существующее сообщение на Владимир спрос и так удовлетворяется с лихвой.
7. Ещё важнее то, что изготовление оборудования, комплектующих и рельс для ВСМ малой серией (1/5 от ранее запланированного) приведет к существенному удорожанию 1 ед. оборудования. А значит, в расчете на 1 км участок магистрали будет намного дороже - что даст аргумент либералам в правительстве радостно похоронить проект вообще как неэффективный и провальный.
8. Крупномасштабная кооперация с китайцами по какой-то причине не состоялась (те были готовы финансировать проект на очень значительные суммы), несмотря на все политические заявления на самом высшем уровне Путин - Си.
9. В общем, расходимся. Денег нет и "кина не будет" (с)
Journal information