Если в прошлой части №1 мы рассматривали главные политические события и артефакты, с ними связанные - то тут будут более прозаические материи. Т.е. не вся империя и не Петроград, а собственно Зимний дворец/ Эрмитаж. Как он пережил эти революционные катаклизмы? Был ли штурм и насколько его разгромили изнутри "банды анархистов"? Ну и в довесок - два маленьких зала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/725917/725917_original.jpg)
2. Третий зал как раз и повествует о судьбе именно здания, а не всего Петрограда. Вначале там - традиционный уголок о конце Романовых в Екатеринбурге.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/726134/726134_original.jpg)
3. Где представлен уникальный экспонат - подлинник шифрованной телеграммы в СНК от Уральского облсовета с сообщением о расстреле царя и его семьи 17 июля 1918 года. Как видим по пометам на ней, она подана к отправке в 21 час московского времени 17-го числа, а принята несколько позже.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/726371/726371_original.jpg)
4. Ну а дальше собственно Романовы заканчиваются, и начинается большой раздел про Зимний дворец.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/726545/726545_original.jpg)
5. Так что было с Зимним дворцом во время и после штурма 25-26 октября? Как именно его громили и громили ли вообще?
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/726832/726832_original.jpg)
Как мы видим, уже 9 ноября н.ст. - спустя сутки после штурма, ситуация полностью контролировалась новыми властями. Туда пришли музейщики и придворные фотографы и всё тщательно отсняли. Туда же сразу вселился нарком Луначарский и контролировал процесс, дабы не допустить утечки ценностей. То есть, анархически-неопределенное состояние дворца продолжалось несколько часов, потом всё взяли под контроль. Там же выставлены и те самые фото, которые были отсняты 27 октября ст.ст, или 9 ноября н.ст.
Что можно вывести из них? Собственно Эрмитажа - т.е. музейного хранилища картин - анархия не коснулась (напомню, что Эрмитаж тогда был пристроен к Зимнему, под ним не понимались площади именно Зимнего Дворца). И - самое главное! Разорению подверглись именно царские жилые покои, а не музейные территории соседнего здания - т.е. те помещения, которые раньше были резиденцией конкретно экс-императора и его ближней свиты. И то, что прямо в жилых комнатах висели уникальные картины, которые были доступны для услады только узкого круга придворных - вовсе не говорит в пользу тогдашнего положения вещей. Штурмующие, действительно, искали покои, где недавно жил ненавистный царь и вымещали свою злобу именно там.
Вот парочка фото с выставки, которые мне удалось переснять без бликов и искажений.
6. Раз. Парадная зала императорских покоев. Пух - от перин, которые разодрали штыками. Возможно, искали внутри ценности. Обратите внимание, что в личных покоях царской семьи висит известный шедевр Айвазовского. Т.е. он в принципе не был доступен для обзора не только широкой публики, но и сановников несколько ниже самого высшего уровня.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/727141/727141_original.jpg)
7. И два. Это уже именно жилая комната. Конечно, к моменту штурма там уже вряд ли кто жил (сами Романовы уже оказались в Тобольске), но это были императорские покои, и именно эти помещения искали штурмующие.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/727391/727391_original.jpg)
8. Часто, говоря о "погроме Зимнего", ссылаются вот на эту картину известного художника И.А. Владимирова, как на якобы исторический документ:
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/727805/727805_original.jpg)
Но на самом деле это достаточно вольная фантазия "на тему". Дело в том, что Иван Владимиров был не просто чрезвычайно увлекающийся и эмоциональный человек (что простительно и понятно для творческой личности), но ещё и многократный перевертыш.
9. Вот, например, его призыв в апреле 1917-го снести все царские памятники, который он тиснул в "Петроградском листке":
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/727954/727954_original.jpg)
Так с ним было и дальше. Октябрьский переворот он не принял и после победы большевиков некоторое время рисовал антисоветские картины - которые сейчас имеют большое хождение и популярны, как якобы "значимые исторические аргументы" - среди людей определенных убеждений. Однако осенью 1919-го И.А. Владимиров совершенно внезапно для его коллег перебегает на сторону красных (которые, по его мнению, берут верх над неудачливыми "белыми") и начинает рисовать картины противоположного направления, сохранив свой неподражаемый стиль. Затем он много лет славит Ленина-Сталина и Советскую власть в живописи и умирает в 1947-м в своей постели, маститым живописцем с многочисленными регалиями.
Вот такая история.
10. Вот ещё свидетельство эпохи: в Зимний пришли за "своими" реликвиями щирые украинцы - ссылаясь, очевидно, на этот декрет Наркомнаца. Их, понятно, им не выдали, они разобиделись и ворча, удалились - пообещав решить вопрос в их пользу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/728169/728169_original.jpg)
11. А вот о чём я не знал - так это о том, что служители Зимнего Дворца имели собственную "имперскую" форму. Весьма солидную по стилю. Низшие чины носили один ряд орлов на обшлагах рукавов, средние - два:
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/728348/728348_original.jpg)
12. А высшие чины Зимнего дворца носили большие орлы:
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/728627/728627_original.jpg)
13. Затем идёт небольшой зал с выставкой революционной печати. Интересный, но я его почти не снимал.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/728953/728953_original.jpg)
14. Эротика начала 20-х:
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/729324/729324_original.jpg)
15. Стиль той эпохи вообще очень узнаваем.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/729495/729495_original.jpg)
16. Плакатный стиль тоже. На фоне невзрачных плакатов белого движения эти, конечно же, производили на порядок более сильное впечатление.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/729765/729765_original.jpg)
17. Круглый зал тоже отдан под выставку книг и плакатов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/729896/729896_original.jpg)
18. В целом, выставка сильная по содержанию. И оформлена на неплохом уровне.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/730146/730146_original.jpg)
Можно смело рекомендовать к посещению тем, кто любит реальную историю в документах и артефактах.
Journal information