Рассказ о достройке "фиолетовой" линии - ниже, но сперва (в качестве необходимого предисловия) пару слов о самой линии на карте города: так что и где там будет размещено?
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/700956/700956_original.jpg)
Достройка станции "Дунайская", вид с переходного мостика
Схема 1. Сперва давайте посмотрим на то, куда пойдёт продление 5-й линии. Смотрите, сейчас конечная "Международная" (вверху слева). Следующая станция - это "Проспект Славы" на перекрестке двух больших проспектов, она глубокого заложения. Ниже - "Дунайская" (на которой я и побывал), здесь метро выходит ближе к поверхности и она уже мелкого заложения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/709101/709101_original.jpg)
Схема 2. Далее от "Дунайской" линия пересекает южное Купчино и уходит за КАД, выходя на поверхность у двух автозаводов - Тойоты и GM. Там сооружается конечная станция "Шушары" и электродепо. Рядом будет построен пассажирский ТПУ для быстрой связи с Колпино и Пушкиным - чтобы туда попадать, уже не надо будет пересекать кольцевую. Слева видна станция "Купчино", она совсем сбоку одноименного огромного района. А вот фиолетовая линия пересечёт его по самой населённой середине. Так что неудивительно, что это продление очень ждут горожане.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/709268/709268_original.jpg)
Проектные виды станций будут выглядеть примерно так (фото взяты с сайта метрополитена):
2. "Проспект Славы" (первая после "Международной"). Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Зал прибытия поездов украсят в военной тематике, что будет перекликаться с памятниками воинам-интернационалистам Афганистана и воинам специальных подразделений, установленными в парке Интернационалистов неподалеку от северного входа на станцию. На станции будут расположены художественно-декоративные панно, раскрывающие тему славы России. Панно из смальты выполняются Академией Художеств России.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/701343/701343_original.jpg)
3. "Дунайская" (вторая). Колонная трёхпролётная мелкого заложения с двумя боковыми платформами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/701528/701528_original.jpg)
4. И конечная "Шушары", она будет наземной крытой.
Оформление интерьеров станции посвящено автомобильной теме, витражи на тему «скорость», «гонки» (это обусловлено находящимися рядом автомобильными заводами).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/701718/701718_original.jpg)
Общая протяженность достраиваемого участка - 5,23 км. Значение достройки этой линии очень большое - фактически она даст быстрое сообщение с городом для полумиллионного района и радикально ускорит транспортные связи с югом Питера. Но давайте перенесёмся в район "Дунайской" и посмотрим, как всё там выглядит сейчас.
5. Начнём со стройплощадки, она очень обширная. От временной бытовки стройучастка пойдём на площадку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/702201/702201_original.jpg)
6. Общий вид на строительство. Вдоль кадра идёт магистральная Бухарестская улица, вдали - пересечение с Дунайским проспектом. Станция мелкого заложения, поэтому многое строится близ поверхности, без шахт и подземных сооружений.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/702238/702238_original.jpg)
7. Спускаемся на станцию "Дунайская". Её глубина около 25 метров, поэтому спуск похож на пятиэтажный дом - только вниз под землю. Я стою прямо на станционной платформе, выше - 2 этажа служебных помещений и уровень подземного вестибюля, ещё выше - уже поверхность. Наверное, сколько-то ещё и сверху будет засыпано землёй.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/702596/702596_original.jpg)
8. Вниз уходит гибкая труба большого диаметра с подачей свежего воздуха во внутренние помещения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/702888/702888_original.jpg)
9. Вид со уровня -1, где будут подземный вестибюль и некоторые станционные помещения. Слева можно видеть проем шахты лифта: "Дунайская" после новых станций НВЛ станет третьей или четвертой в Питере, где маломобильным группам населения на вертикальном лифте можно будет попасть прямо на платформу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/703147/703147_original.jpg)
10. Отсюда можно заглянуть и на станцию с путями. Станция будет с боковыми платформами, а посередине два пути для поездов метро.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/703288/703288_original.jpg)
Говоря о самой этой станции "Дунайская", надо отметить, что она впервые в Питере строилась по уникальному для нас методу - т.н. закрыто-открытый способ (TopDown). Я не сразу понял суть и эти моменты объяснял более подробно Алексей Смирнов, начальник участка СМУ-11. Вот наш диалог вкратце:
- А в чём уникальность этого проекта?
- Обычно станция в самом конце закрывается плитой, и все - монолитная конструкция готова. Но для этого нужно вначале разработать котлован, вытащить весь грунт, устроить ограждающие конструкции, распереть их расстрелами, поясами и т.д., чтобы ограждения не смыкались. Здесь же все строилось наоборот: мы сначала залили самую верхнюю монолитную плиту. Естественно, первым этапом было установление ограждающих конструкций станционного комплекса. Методом "стена в грунте" мы выкопали, сделали ограждающий комплекс, потом залили верхнюю плиту и начали разрабатывать сверху вниз. Через три технологических окна, которые вы видели, мы опускали экскаваторы вниз и из-под плиты разрабатывали грунт. Когда разработали его на определенный уровень, залили еще одну плиту. И так все ниже и ниже, до самого конца. Мы заглублялись и перед этим все время лили основание - распорную плиту. То есть мы строили монолит не снизу вверх, а сверху вниз, из-под него доставая грунт. Это гораздо сложнее технически, но намного безопаснее и эффективнее по срокам. Этот метод себя очень хорошо зарекомендовал, таким же способом теперь строятся и Новокрестовская, и Беговая. Последующие станции, возможно, тоже так будем строить.
- Чем же этот способ эффективнее?
- Во-первых, он дешевле. Потому что он идет без дополнительных работ: нам не нужно распирать этот котлован, ни дополнительные конструкции придумывать. Мы сразу строим монолит. Они же сами являются и распорными, сами и несут монолит.
- Кажется, я понял: если вы идете снизу, вам нужны меры безопасности.
- Конечно. Если мы идем снизу, нам нужно распирать все стены. Вместо этой плиты, мы бы ставили бы огромные пояса, расстрелы – трубы двухметровые. Это все металл, деньги. А так это удешевляет работу и - во-вторых - увеличивает скорость строительства.
- Т.е. срок сооружения меньше?
- Конечно! Раз не нужно делать дополнительные работы, потом их демонтировать, потом заливать основные конструкции. Тут основные конструкции сразу служат непосредственно распорной плитой. Мы сразу же делаем и гидроизоляцию станционного комплекса, что предотвращает попадание лишней воды в котлован. Поэтому этот метод дешевле и быстрее.
- И какие конструктивные проблемы возникали в процессе строительства?
- При разработке грунта несколькими уровнями нужно было понимать, как поведет себя "стена в грунте": чтобы не было схождения, чтобы мы не сразу весь грунт выбирали, а выбирали какую-то нужную его часть, в шахматном порядке. Потом делали распорную плиту, чтобы держать весь станционный комплекс. Чтобы не было сужения ни в коем случае, чтобы не было подвижек именно этих ограждающих конструкций.
- А "стена в грунте" строится сразу на всю глубину?
- Да, на всю глубину и на весь периметр. Специальной машиной, ковшом, выбирается грунт на глубину 30 метров и заливается. И пока мы весь периметр не зальем, разработка грунта не начинается.
* * *
11. Лабиринт служебных станционных помещений. Тут я испытал разрыв шаблона: оказывается, сейчас станция имеет около 200 (!) помещений разного назначения. Раньше было меньше, но нормы ужесточаются и теперь нужно больше обеспечивающих площадей. Правее в шкафу лежат т.н. "самоспасатели" - обязательные для каждого наборы, которые в случае задымления или пожара позволяют дышать под землей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/703596/703596_original.jpg)
12. Спускаемся ещё ниже, на платформы станции. Сейчас как раз сооружается продолжение разделительной стенки между двумя путями.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/704231/704231_original.jpg)
13. Эскалаторный марш. Он тут будет совсем коротенький - станция мелкого заложения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/704451/704451_original.jpg)
14. Сами эскалаторы - отечественной фирмы "С-Сервис".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/704667/704667_original.jpg)
15. Если идти по платформе далее, то видна уже сделанная к этому моменту разделительная стенка между путями.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/704900/704900_original.jpg)
16. Сразу обращают на себя внимание вот эти странные восьмиугольники. Что это?
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/705199/705199_original.jpg)
17. А ответ прост: это гнезда под будущие витражи, вот такие. Поскольку название "Дунайская", то для станции создаются витражи с видами на города Европы, расположенными на Дунае: Вена, Будапешт, Белград, Видин, Измаил, Регенсбург, Пассау, Ингольштадт. На одном из панно будет и Бухарест, который находится на некотором удалении от Дуная.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/705336/705336_original.jpg)
18. Некоторые витражи, которые тут установят. Точней даже большинство из них :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/705664/705664_original.jpg)
19. Пока через пути проложены временные мостки, но в будущем станция будет двухплатформенной с разделительной стенкой и с одной на другую сторону просто так перейти не получится.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/705976/705976_original.jpg)
20. На ряде участков уже начались облицовочные работы - кладут гранитный пол, облицовывают колонны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/706130/706130_original.jpg)
21. Колонны будут вот такими синенькими (см. также кадр №3).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/706448/706448_original.jpg)
22. Теперь давайте пройдём в метротоннель, что в сторону "Шушар".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/706670/706670_original.jpg)
23. Пока идёт стройка на станции, тоннели закрыты временными заглушками, с небольшими дверками для людей (одна из них видна слева снизу).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/706849/706849_original.jpg)
24. Взгляд назад - на строящуюся станцию, где идёт интенсивная работа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/707202/707202_original.jpg)
25. Проходим в тоннель. Это не два отдельных тоннеля для каждого пути, а один общий, 10-метрового диаметра. Фото наглядно показывает многослойное устройство тоннеля: средний уровень - путь и поезда, а верхний - вентиляционный.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/707441/707441_original.jpg)
[...] Особенностью проекта является внедрение двухпутного перегонного тоннеля с внешним диаметром 10,3 м – впервые в отечественной практике. Новый участок берет начало от наземной станций «Шушары» с постепенным заглублением к промежуточной станции «Дунайская», сооружаемой на мелком заложении.
26. Временно на верхний уровень подаётся воздух с поверхности, но после монтажа постоянного оборудования это всё уберут, конечно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/707695/707695_original.jpg)
27. Сам тоннель, как я и говорил в начале, практически "с иголочки". Создаётся ощущение, что чуть ли не завтра тут пойдут поезда.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/707954/707954_original.jpg)
Ещё, из диалога с Алексеем Смирновым (СМУ-11):
- А вот эта междупутная конструкция - она останется или это поставлено временно?
- Это все уже основные конструкции, здесь будут кабеля висеть. Стена монолитная будет только на станции, а здесь, в тоннеле, штатные металлические конструкции, на которых будут висеть кабеля. Это уже все готовое. В тоннеле также круговое сечение, внизу на 2,5 метра залит путевой бетон, а сверху – вентиляционное перекрытие. Для демонтажа обделки тоннеля внутри станционного комплекса пришлось придумывать специальную машину, аналога которой нет. Как поставить блоки вместе – есть щит, есть тюбингоукладчики. А как их разжать, вынуть эти блоки, каждый их которых весит 11 тонн, это все пришлось самим дорабатывать.
- И сколько времени уходит на разработку такой техники?
- Мы потратили около полугода на то, чтобы все разработать: от первых мыслей, до готовой машины.
- Кто конкретно это делал, кто занимался разработкой?
- Наш технический отдел, мы непосредственно. Вообще, все руководство СМУ-11 принимало самое непосредственное участие в этом. Кроме того, мы даже ее запатентовали, занимались юридическими вопросами.
28. Как видите, не хватает ещё кабелей по бокам - энергетика, сигнализация, связь и проч. Держатели под них пока пусты. Но эта работа делается довольно быстро, по факту это уже мелочи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/708124/708124_original.jpg)
29. А это - тот самый третий рельс, с которого метропоезд получает питание.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/708544/708544_original.jpg)
30. Сейчас внутри тоннеля идёт уже чистовая доводка и проверка смонтированной инфраструктуры. Здесь относительно тихо - не то, что на станции, где сплошной грохот и треск от работы отбойных молотков и всякого стройинструмента.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/708734/708734_original.jpg)
Собственно, моё резюме: Фрунзенский радиус готов не меньше, чем на 90 процентов.
- Скажите, а можно было бы запустить его раньше, скажем на полгодика?
- Конечно.
- А почему не получается?
- Пока нет ясности с финансированием конечной стадии работ: энергетики, силового оборудования, связи, вентиляции, систем наблюдения и пожаротушения. Ну и разных обеспечивающих устройств, их много категорий. Всё это надо закупать, монтировать, и не просто так - а с соблюдением новых нормативов, всё это недешево. Как будут - сделаем достаточно быстро.
- И когда запуск, когда со всем справитесь?
- Планируем на декабрь 2018.
- Спасибо, будем ждать и надеяться!
Выражаю признательность за содействие в посещении станции и тоннеля пресс-службу Метростроя.
Journal information