Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Витебский вокзал глазами инженера

В октябре с.г. снова - в который уже раз! - побывал на любимом Витебском вокзале.
Но сейчас это было особое посещение - в рамках экскурсионного цикла "Петербург глазами инженера", и во время похода удалось осмотреть довольно много мест, где обычный пассажир не имеет шансов оказаться. Ниже - небольшой фоторассказ о деталях самого красивого вокзала России, включая чердак и крышу :)



2. Начинаем поход с нижнего кассового (сейчас пригородного) зала, который когда-то был багажным отделением. Тут же когда-то был и прямой выход на Загородный проспект, который засветился в фильме "Вокзал для Двоих".


3. Изящно встроенные в колонны кондиционеры "ушками". Сразу и не заметишь :)


4. Проходим во входной зал пассажиров I и II класса (во времена, когда вокзал строился, потоки пассажиров разных классов были строго разведены и важные господа заходили на вокзал именно отсюда).


5. Маскароны эпохи модерна над перекрытием.


6. Интересная деталь: плитка на полу осталась та, оригинальная и она уже отшлифовалась под ногами сотен тысяч пассажиров. А вот у колонн, где почти не ходят, плитка ещё сохранила аутентичное рифление.


7. Впервые увидел и плитку, которая находится в тамбуре выхода пассажиров I класса, между двумя дверями. Эта дверь давно закрыта.


8. По двум сторонам входного зала под потолком изображены два порта Империи - на Балтике (Питер) и на Чёрном море (Одесса). Отсюда шла железная дорога на Одессу. На фото - Петербург (Одесса плохо вышла, увы).


9. Замечательная конструция купола и подкупольного пространства входного зала.


10. Вид на входной зал сверху, от уровня второго этажа.


11. И бюст императора Николая I, при котором возникли железные дороги в России и была построена первая магистральная линия Петербург - Москва.


12. Проходим в зал ожидания пассажиров I класса. Тут же прояснилась и загадка этого торца, который меня всегда занимал - зачем тут пустое пространство, ничем не заполненное?


13. Оказалось, в раньшие времена тут был ресторан для важных господ, и этот проём служил проходом туда.


14. Над проходом - часы с маскароном, модерновые узоры...


15. С другой стороны - старые скамьи. Тут тоже выяснилось, что они - оригинальные, но из какого-то другого зала, а здесь стояли другие. Они видимо не сохранились.


16. А вот на что я не обращал внимание никогда - это то, что по бокам остались замечательные подъемные механизмы для люстр! Фирмы "Сименс и Гальске".


17. И деревянная резная эмблема Московско-Виндаво-Рыбинской дороги.


18. Зашли в служебные помещения, где в имперские времена была служебная квартира начальника вокзала и Великокняжеские покои.


19. Потолки.


20. А над каждой из четырех дверей - изображения какой-то пригородной местности вдоль ж/д. Павловск, Царское Село...


21. В прихожей - туалеты, сейчас для сотрудников вокзала.


22. Маленькие таблички, конечно, современные - а вот остальное или восстановлено или по мотивам.


23. Зал ожидания пассажиров III класса оформлено под фахверковый стиль. Именно тут в кассе №12 я в 2013-м году эпически брал билет от Петербурга до Пекина, побудив вокзальных кассирш напрячься и вспомнить все те инструции, которые они должны были знать :)


24. Идём прямо, и через вокзальную столовую...


25. ...попадаем наверх, вот по этой лесенке. Кстати, она засветилась и в недавнем скандальном фильме А.Учителя "Матильда" - правда, всего на несколько секунд.


26. Затем оказываемся на чердаке, над потолком фахверкового зала.


27. Проходим его насквозь...


28. ...и в районе над парадным залом попадаем выше, в надкупольное пространство.


29. Наконец, оказываемся на крыше.


30. Тут я точно никогда не был! :)


31. ...


32. Ладно, пора обратно. Совы наверху затянуты сеткой, увы - так что надо дождаться конца реконструкции.


33. Заключительный этап - в районе перрона под дебаркадером. Чиста питерский ларёк...


34. А вот ещё одно место, которое я пропускал: багажный лифт 115-летней давности.


35. И надпись цела. Более того - его сейчас снова собираются восстановить!


36. Сейчас на самом левом пути стоит минская "Звязда".


37. Розочки на опорах дебаркадера, которые так восхищают новоприбывших.


38. И наконец, та волшебница, которая показала нам все эти чудеса и рассказала про хитрые секреты конструкции вокзала и его инженерные внутренности. Что, как, почему...
Это Марина Зубкова, которая и ведет тут уникальную экскурсию "Витебский вокзал глазами инженера". Прошу любить и жаловать :)


PS. Мою фотоподборку можно расценивать как лёгкую прогулку, а вот у коллеги russos есть фундаментальный пост про вокзал, с гораздо более подробным рассказом про инженерные тонкости. Там карты, планы и 84 (!) фото.
Tags: Питер, Российская Империя, архитектура, железные дороги, живопись
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “железные дороги” Tag