Но сейчас это было особое посещение - в рамках экскурсионного цикла "Петербург глазами инженера", и во время похода удалось осмотреть довольно много мест, где обычный пассажир не имеет шансов оказаться. Ниже - небольшой фоторассказ о деталях самого красивого вокзала России, включая чердак и крышу :)
2. Начинаем поход с нижнего кассового (сейчас пригородного) зала, который когда-то был багажным отделением. Тут же когда-то был и прямой выход на Загородный проспект, который засветился в фильме "Вокзал для Двоих".
3. Изящно встроенные в колонны кондиционеры "ушками". Сразу и не заметишь :)
4. Проходим во входной зал пассажиров I и II класса (во времена, когда вокзал строился, потоки пассажиров разных классов были строго разведены и важные господа заходили на вокзал именно отсюда).
5. Маскароны эпохи модерна над перекрытием.
6. Интересная деталь: плитка на полу осталась та, оригинальная и она уже отшлифовалась под ногами сотен тысяч пассажиров. А вот у колонн, где почти не ходят, плитка ещё сохранила аутентичное рифление.
7. Впервые увидел и плитку, которая находится в тамбуре выхода пассажиров I класса, между двумя дверями. Эта дверь давно закрыта.
8. По двум сторонам входного зала под потолком изображены два порта Империи - на Балтике (Питер) и на Чёрном море (Одесса). Отсюда шла железная дорога на Одессу. На фото - Петербург (Одесса плохо вышла, увы).
9. Замечательная конструция купола и подкупольного пространства входного зала.
10. Вид на входной зал сверху, от уровня второго этажа.
11. И бюст императора Николая I, при котором возникли железные дороги в России и была построена первая магистральная линия Петербург - Москва.
12. Проходим в зал ожидания пассажиров I класса. Тут же прояснилась и загадка этого торца, который меня всегда занимал - зачем тут пустое пространство, ничем не заполненное?
13. Оказалось, в раньшие времена тут был ресторан для важных господ, и этот проём служил проходом туда.
14. Над проходом - часы с маскароном, модерновые узоры...
15. С другой стороны - старые скамьи. Тут тоже выяснилось, что они - оригинальные, но из какого-то другого зала, а здесь стояли другие. Они видимо не сохранились.
16. А вот на что я не обращал внимание никогда - это то, что по бокам остались замечательные подъемные механизмы для люстр! Фирмы "Сименс и Гальске".
17. И деревянная резная эмблема Московско-Виндаво-Рыбинской дороги.
18. Зашли в служебные помещения, где в имперские времена была служебная квартира начальника вокзала и Великокняжеские покои.
19. Потолки.
20. А над каждой из четырех дверей - изображения какой-то пригородной местности вдоль ж/д. Павловск, Царское Село...
21. В прихожей - туалеты, сейчас для сотрудников вокзала.
22. Маленькие таблички, конечно, современные - а вот остальное или восстановлено или по мотивам.
23. Зал ожидания пассажиров III класса оформлено под фахверковый стиль. Именно тут в кассе №12 я в 2013-м году эпически брал билет от Петербурга до Пекина, побудив вокзальных кассирш напрячься и вспомнить все те инструции, которые они должны были знать :)
24. Идём прямо, и через вокзальную столовую...
25. ...попадаем наверх, вот по этой лесенке. Кстати, она засветилась и в недавнем скандальном фильме А.Учителя "Матильда" - правда, всего на несколько секунд.
26. Затем оказываемся на чердаке, над потолком фахверкового зала.
27. Проходим его насквозь...
28. ...и в районе над парадным залом попадаем выше, в надкупольное пространство.
29. Наконец, оказываемся на крыше.
30. Тут я точно никогда не был! :)
31. ...
32. Ладно, пора обратно. Совы наверху затянуты сеткой, увы - так что надо дождаться конца реконструкции.
33. Заключительный этап - в районе перрона под дебаркадером. Чиста питерский ларёк...
34. А вот ещё одно место, которое я пропускал: багажный лифт 115-летней давности.
35. И надпись цела. Более того - его сейчас снова собираются восстановить!
36. Сейчас на самом левом пути стоит минская "Звязда".
37. Розочки на опорах дебаркадера, которые так восхищают новоприбывших.
38. И наконец, та волшебница, которая показала нам все эти чудеса и рассказала про хитрые секреты конструкции вокзала и его инженерные внутренности. Что, как, почему...
Это Марина Зубкова, которая и ведет тут уникальную экскурсию "Витебский вокзал глазами инженера". Прошу любить и жаловать :)
PS. Мою фотоподборку можно расценивать как лёгкую прогулку, а вот у коллеги russos есть фундаментальный пост про вокзал, с гораздо более подробным рассказом про инженерные тонкости. Там карты, планы и 84 (!) фото.
Journal information