Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

В эту субботу сходили с группой любителей транспортной истории в новый музей ж/д транспорта России у Балтийского вокзала, который открылся буквально 3 недели назад.
Общее впечатление - грандиозно! Не, реально грандиозно, и это без преувеличения. Архитектурное и планировочное решение - выше всяких похвал; масштаб экспозиции тоже громадный - более 100 единиц подвижного состава, из которых больше половины - уникальные. Плюс мелкие артефакты, историческая экспозиции и много интерактивных фишек (но о них дальше). Я бы даже так сформулировал: в России до сих пор не было технического музея такого масштаба и наполнения, с грамотной навигацией и нашпигованного современными технологиями. Поэтому неудивительно, что сейчас туда такие огромные очереди и столь большой интерес граждан.

По части обнаружившихся мелких косяков можно было выкатить список претензий строк этак на 20, но посмотрев всё экспозиционное пространство и побеседовав с работниками, я понял - на столь огромный музей только для того, что бы его хотя бы просто освоить новым персоналом, надо с полгода. А скорей всего - год. Кроме того, поскольку до Нового года музей бесплатен и по факту работает в режиме интенсивного бета-тестирования, то радостные посетители часть технических и электронных фишек музея банально поломали, отчего их пока отключили. Нужно разрабатывать "защиту от дурака" и опытным путём определять самые популярные места для более внимательного наблюдения за оборудованием. Поэтому отнёсся к этому факту с пониманием. Но потенциал, заложенный проектом, очень велик и его можно осваивать для наилучшей познавательности год, а то и два.

Ниже - мой рассказ о музее с основными первичными впечатлениями, плюс ряд наблюдений. Я не пытался посмотреть всё, меня больше интересовал сам принцип, планировка и подход к посетителям, состояние техники, а также правдивость подписей к натурным образцам. Конечно, позже пойду туда ещё, и обязательно: отсмотрено далеко не всё.



Сразу скажу, что я в этот поход забыл фотокамеру (пришлось вставать слишком рано и с раннего утра был как зомби), поэтому снимал на мобильную сноповязалку. Но в посте моих фото будет всего 5, остальные почти 40 сделаны Николаем Добровым и Ксенией Агеенко, они любезно поделились ими со мной - за что большое спасибо.

1. Находится музей с правой стороны Балтийского вокзала, на месте бывшего товарного двора и исторического депо. Слева примыкают пути пригородных электричек на Калище, Рамбов и Петергоф.


2. Проект музея действительно революционный для России и в него удалось очень удачно вписать не только историческое здание депо, но и оба поворотных круга, а также приёмо-отправочные пути грузового двора. Старое здание на фото справа, а левее построена громадная музейная "подкова", в которой размещена примерно половина техники - наиболее ценные и старые экземпляры. Вторая половина размещена на открытой площадке с хорошими подходами, не тесно. Есть даже определенный резерв на пополнение экспонатов. У "подковы" построен трансбордер (помните, я в Усть-Луге показывал?), который позволил нарастить количество путей для размещения экспонатов без строительства новых податочных путей. Очень хорошо, что на проекте не экономили и сделали его фундаментально: ведь такой музей - это не просто рядовой музей, это фабрика национальной идентичности и познания истории своей страны с железнодорожной "колокольни".


3. Первый корпус (историческое депо) - сравнительно небольшой, примерно 1/5 часть от главной "подковы". И размещена здесь тоже история транспорта и первых железных дорог. Начиная от самого раннего периода ж/д. Царскосельская, Варшаво-Венская, Петербурго-Московская, стефенсоновские паровозы и т.п.


4. Есть довольно много наглядно действующих макетов. Вот этот, например, показывает различие в трении между деревом и сталью: с уклона едут два вагона с одинаковым грузом. Один уезжает далеко, второго трение останавливает на середине.


5. Макет принципа действия паровой машины в наземном транспорте.


6. Трубы с различными железнодорожными звуками. Можно послушать и стук колёс, и гудок, и шипение пара и т.п.


7. Макеты ж/д тоже были исполнены с весьма тщательной детализацией. Один - Царскосельская дорога (Петербург - Павловск). На снимке показана детализация Павловского музыкального воксала.


8. И Транссиб - на макете исполнена станция Владивосток раннего периода (1890-е).


9. Есть вставки, показывающие интерьеры разных классов вагонов последней трети XIX века. Это I класс...


10. ...и скромный III класс, для крестьян и небогатых мещан. На фото - инсталляция писателя-фантаста и крестьянина. Можно туда залезть, посидеть-подумать.


11. Есть витрины-планшеты - как вот этот "стол министра путей сообщения". Документы можно читать, перемещать пальцем, раскладывать, вытаскивать...


12. Но здесь же надо сразу сказать и о проблеме вандализма, или скорей даже - невысокой устойчивости технологических новинок от сверхмощного наплыва посетителей. Ряд стендов и "фишек" вышли из строя - как вот этот "круг времени железных дорог", который можно крутить пальцами и смотреть, как росла сеть ж/д Российской Империи и СССР. Экскурсовод сказал, что его вывели из строя дней за 10: некоторые альтернативно устроенные храждане даже садились на него задом и пытались ставить своих детей ногами, "сняться на фоне". Теперь надо думать, как сделать познавательные стенды более защищёнными.


13. А вот так он выгладел в начале работы музея.


14. Далее по застеклённому переходу идём в гигантскую "подкову" - основной корпус музея. В него вписали поворотный круг (действующий), от которого веерами расходятся пути. Так что, по идее, любой экспонат можно переместить для дореставрации в депо - там часть единиц ПС пока с нереставрированной внутренностью, что обещают постепенно делать. На самом кругу стоит "Серго Орджоникидзе".


15. Вид на него, но уже с веера путей, где стоят другие локомотивы.


16. Основная часть перешла сюда с площадки на Варшавском вокзале, но есть и новое - и не так уж мало. Например, вот этот салон-вагон КВЖД (справа), переделанный японцами на 1435 мм и служивший некоторое время личным вагоном Пу И - императора Маньчжоу-Го в 1930-е.


17. Первый электровоз постоянного тока Сс (1932 г.)


18. Обратил внимание я и на многочисленные таблички "на экспонаты не залезать!". Вообще, по идее это не очень-то верно - на паровозы и тепловозы залезать интересно. Но сейчас не решена проблема вандализма, штат пока очень мал и кроме того, есть сопутствующая проблема травматизма - кто-то упал, кто-то налетел на какой-то шкворень/притолоку и т.п. Очень много детей, которые будут лезть и в самые укромные точки. Как будут решать эту проблему, я пока не знаю - но вообще круг экспонатов, на которые можно залезать, расширять обязательно надо. Пока можно со всех сторон ходить, трогать и смотреть снизу.


19. Очень важный момент: полная историческая достоверность. Никакого мерзкого майданизма головного мозга, никаких следов "украинства" - как, например, поступили в Киеве с уникальнейшим и единственным в мире паровозом ИС, начав стирать с него звезды и сковыривать аутентичные надписи и таблички. Ну то есть, всё выглядит именно так, как ходило в свой период по железным дорогам, исторически достоверно. Если Сталин - то Сталин и герб СССР, если Николай II и двуглавые гербы, то именно они. Все надписи исторических ж/д тоже в наличии.


20. Всё стоит в аутентичном виде.


21. Наш экскурсовод (к большому сожалению, не записал его имя). Теоретическая подготовка неплохая, и когда я слушал пояснения, то отметил про себя только некоторые мелкие ошибки. Отсебятины вообще не было, что приятно.


22. Все экспонаты сгруппированы по историческим периодам, не перемешаны. Этого на Варшавке тоже не было.


23. Отметил и стремление к созданию "отраслевого" стиля. Вот, например, указатели в виде поставленных "на попа" рельс. А скамейки сделаны виде шпал :)


24. Везде периодически попадаются "белые" инсталляции (см. также к примеру кадр 10). Почему белые и зачем они? Как мне сказали, они будут задействованы в какой-то "планшетной" фишке и при наведении выдавать некие эффекты или исторические справки. Это пока не реализовано, но стоит в планах освоения.


25. Военный и "ленд-лизовский" отдел музея. Кстати, на таком же американском Еа я в 2000 г. кидал в топку уголёк, на перегоне Хабаровск - Волочаевка :)
Стоит тут и трофейный Тэ (германский тип 52 - "военный паровоз"), только чуть дальше.


26. Самый главный хит "подковы" - это, конечно, разрезанный подлинный паровоз Эр и его тендер. Пришлось частично пожертвовать начинкой для того, чтобы все его "кишки" и "внутренности" были видны для понимания устройства его действия. Наверное, для такого огромного и значимого музея это оправдано. Смотрится очень наглядно, я пока ещё нигде не видел подобного (хотя, говорят, такое же сейчас сделали и на депо Подмосковная). Под паровозом устроена канава, можно внимательно рассмотреть его и снизу.


27. Разрезанный паровоз спереди.


Второй хит внутреннего пространства - тренажёр тепловоза ТЭП70 (вроде). Пользуется гигантской популярностью. Но опять же, из-за этой самой популярности, его отлаживают чаще и по какому-то не очень понятному расписанию включают-отключают.

28. Можно подняться и на второй уровень и смотреть всё сверху.


29. Отсюда всё воспринимается по-иному. Также виден и масштаб "подковы".


30. Веер путей у поворотного круга.


31. Стиль подписей к технике. Очень симпатишно смотрится и снизу. Кстати, тут выставили первый вагон "Красной Стрелы" раннего образца. Сам вагон, конечно, предреволюционный (1912-14 гг.), а поезд пустили в 1931-м.


32. Ксения, автор половины фотографий этого поста.


33. Открытая площадка тоже довольно большая, ходить можно много. Очень важно, что между путями - большое пространство, можно спокойно смотреть технику со всех сторон.


34. Между "подковой" и открытой площадкой - трансбордер (безлокомотивное устройство перемещения). Поэтому появилась возможность построить ряд тупиковых коротких путей для просторного размещения техники.


35. Внутри "подковы" стоит ещё один СО.


36. Сохранили и поворотный круг старого депо.


37. Подвижного состава на открытой площадке стоит порядка 30-40 единиц и есть резерв для размещения. Привлекает всеобщее внимание "Сокол" - предшественник "Сапсанов" от ЦКБ Рубин, неудачливое детище ельцинской эпохи от строителей подводных лодок. А вот ЭР-200 я пока не увидел. Возможно, он ещё на реставрации, или я мимо прошёл.


38. Много стоит и редкой экзотики.


39. Артиллерийский транспортёр с Красной Горки вместили между "подковой" и путями Балтийского вкз.


40. Но самый хит открытой площадки - это конечно, ракетный поезд (БЖРК). Здесь, в отличие от Варшавки, он стоит вольготно и незаслонённо. Можно подлезать и рассматривать все его детали, или отходить в сторону и снимать его в комплексе.


41. Из выявленных узких мест - это точки питания. Пока я увидел только одну - на такой гигантский комплекс одной точки явно мало. Может, есть и ещё (или планируется?), но я не видел.


42. Кафешка сделана в виде вагона. Неплохо - но можно было за мизерные деньги допилить до большей аутентичности. Например, на стену слева напечатать баннер в виде рифленой поверхности вагона и окон с пейзажами. Я даже готов предоставить музею снимки с Транссиба высокого разрешения бесплатно, из моих прошлых поездок - если они всё же решат усовершенствовать интерьер. Кроме того, не задействован очевидный резерв русского железнодорожного колорита - чай выдаётся в фаянсовых чашках, а здесь обязательно надо выдавать чай в ж/д подстаканниках! И чтобы посетитель мог набрать кипяток из титана. Кофе можно и в чашечках.


43. Очереди. Они сейчас огромные в выходные, но уже небольшие в будни. Готовьтесь к тому, что если вы придёте в субботу или воскр. утром к открытию, стоять придётся час-полтора. И это - в низкий сезон, ноябрь! Когда смотрят музей по факту только питерцы. Люди терпеливо стоят. А что будет в высокий сезон? Да, введут плату (говорят, рублей 200 будет), но всё равно думаю наплыв будет немаленький.


В целом, повторюсь - впечатление просто грандиозное, если не брать косяки освоения.
Я ожидал меньшего. Проект очень масштабный и имеет большие перспективы для модернизации.
Закладывайте на посещение не менее трёх часов. И очень много всего для детей - свои указатели, свои экскурсии. С детьми (где-то от 5 лет и старше) можно и на полдня приходить. Берите с собой воду.

PS. Некоторые из постов по теме с похода:
https://fundin-of-moria.livejournal.com/684675.html
https://flackelf.livejournal.com/924517.html
Tags: БЖРК, Питер, Российская Империя, Советский Союз, архитектура, железные дороги, паровозы, рецензии, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 171 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “железные дороги” Tag