Общее впечатление - грандиозно! Не, реально грандиозно, и это без преувеличения. Архитектурное и планировочное решение - выше всяких похвал; масштаб экспозиции тоже громадный - более 100 единиц подвижного состава, из которых больше половины - уникальные. Плюс мелкие артефакты, историческая экспозиции и много интерактивных фишек (но о них дальше). Я бы даже так сформулировал: в России до сих пор не было технического музея такого масштаба и наполнения, с грамотной навигацией и нашпигованного современными технологиями. Поэтому неудивительно, что сейчас туда такие огромные очереди и столь большой интерес граждан.
По части обнаружившихся мелких косяков можно было выкатить список претензий строк этак на 20, но посмотрев всё экспозиционное пространство и побеседовав с работниками, я понял - на столь огромный музей только для того, что бы его хотя бы просто освоить новым персоналом, надо с полгода. А скорей всего - год. Кроме того, поскольку до Нового года музей бесплатен и по факту работает в режиме интенсивного бета-тестирования, то радостные посетители часть технических и электронных фишек музея банально поломали, отчего их пока отключили. Нужно разрабатывать "защиту от дурака" и опытным путём определять самые популярные места для более внимательного наблюдения за оборудованием. Поэтому отнёсся к этому факту с пониманием. Но потенциал, заложенный проектом, очень велик и его можно осваивать для наилучшей познавательности год, а то и два.
Ниже - мой рассказ о музее с основными первичными впечатлениями, плюс ряд наблюдений. Я не пытался посмотреть всё, меня больше интересовал сам принцип, планировка и подход к посетителям, состояние техники, а также правдивость подписей к натурным образцам. Конечно, позже пойду туда ещё, и обязательно: отсмотрено далеко не всё.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/749743/749743_original.jpg)
Сразу скажу, что я в этот поход забыл фотокамеру (пришлось вставать слишком рано и с раннего утра был как зомби), поэтому снимал на мобильную сноповязалку. Но в посте моих фото будет всего 5, остальные почти 40 сделаны Николаем Добровым и Ксенией Агеенко, они любезно поделились ими со мной - за что большое спасибо.
1. Находится музей с правой стороны Балтийского вокзала, на месте бывшего товарного двора и исторического депо. Слева примыкают пути пригородных электричек на Калище, Рамбов и Петергоф.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/749954/749954_original.jpg)
2. Проект музея действительно революционный для России и в него удалось очень удачно вписать не только историческое здание депо, но и оба поворотных круга, а также приёмо-отправочные пути грузового двора. Старое здание на фото справа, а левее построена громадная музейная "подкова", в которой размещена примерно половина техники - наиболее ценные и старые экземпляры. Вторая половина размещена на открытой площадке с хорошими подходами, не тесно. Есть даже определенный резерв на пополнение экспонатов. У "подковы" построен трансбордер (помните, я в Усть-Луге показывал?), который позволил нарастить количество путей для размещения экспонатов без строительства новых податочных путей. Очень хорошо, что на проекте не экономили и сделали его фундаментально: ведь такой музей - это не просто рядовой музей, это фабрика национальной идентичности и познания истории своей страны с железнодорожной "колокольни".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/750206/750206_original.jpg)
3. Первый корпус (историческое депо) - сравнительно небольшой, примерно 1/5 часть от главной "подковы". И размещена здесь тоже история транспорта и первых железных дорог. Начиная от самого раннего периода ж/д. Царскосельская, Варшаво-Венская, Петербурго-Московская, стефенсоновские паровозы и т.п.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/750505/750505_original.jpg)
4. Есть довольно много наглядно действующих макетов. Вот этот, например, показывает различие в трении между деревом и сталью: с уклона едут два вагона с одинаковым грузом. Один уезжает далеко, второго трение останавливает на середине.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/750688/750688_original.jpg)
5. Макет принципа действия паровой машины в наземном транспорте.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/751022/751022_original.jpg)
6. Трубы с различными железнодорожными звуками. Можно послушать и стук колёс, и гудок, и шипение пара и т.п.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/751308/751308_original.jpg)
7. Макеты ж/д тоже были исполнены с весьма тщательной детализацией. Один - Царскосельская дорога (Петербург - Павловск). На снимке показана детализация Павловского музыкального воксала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/751510/751510_original.jpg)
8. И Транссиб - на макете исполнена станция Владивосток раннего периода (1890-е).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/751663/751663_original.jpg)
9. Есть вставки, показывающие интерьеры разных классов вагонов последней трети XIX века. Это I класс...
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/752016/752016_original.jpg)
10. ...и скромный III класс, для крестьян и небогатых мещан. На фото - инсталляция писателя-фантаста и крестьянина. Можно туда залезть, посидеть-подумать.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/752137/752137_original.jpg)
11. Есть витрины-планшеты - как вот этот "стол министра путей сообщения". Документы можно читать, перемещать пальцем, раскладывать, вытаскивать...
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/752392/752392_original.jpg)
12. Но здесь же надо сразу сказать и о проблеме вандализма, или скорей даже - невысокой устойчивости технологических новинок от сверхмощного наплыва посетителей. Ряд стендов и "фишек" вышли из строя - как вот этот "круг времени железных дорог", который можно крутить пальцами и смотреть, как росла сеть ж/д Российской Империи и СССР. Экскурсовод сказал, что его вывели из строя дней за 10: некоторые альтернативно устроенные храждане даже садились на него задом и пытались ставить своих детей ногами, "сняться на фоне". Теперь надо думать, как сделать познавательные стенды более защищёнными.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/752744/752744_original.jpg)
13. А вот так он выгладел в начале работы музея.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/749390/749390_original.jpg)
14. Далее по застеклённому переходу идём в гигантскую "подкову" - основной корпус музея. В него вписали поворотный круг (действующий), от которого веерами расходятся пути. Так что, по идее, любой экспонат можно переместить для дореставрации в депо - там часть единиц ПС пока с нереставрированной внутренностью, что обещают постепенно делать. На самом кругу стоит "Серго Орджоникидзе".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/753009/753009_original.jpg)
15. Вид на него, но уже с веера путей, где стоят другие локомотивы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/753304/753304_original.jpg)
16. Основная часть перешла сюда с площадки на Варшавском вокзале, но есть и новое - и не так уж мало. Например, вот этот салон-вагон КВЖД (справа), переделанный японцами на 1435 мм и служивший некоторое время личным вагоном Пу И - императора Маньчжоу-Го в 1930-е.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/753492/753492_original.jpg)
17. Первый электровоз постоянного тока Сс (1932 г.)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/753687/753687_original.jpg)
18. Обратил внимание я и на многочисленные таблички "на экспонаты не залезать!". Вообще, по идее это не очень-то верно - на паровозы и тепловозы залезать интересно. Но сейчас не решена проблема вандализма, штат пока очень мал и кроме того, есть сопутствующая проблема травматизма - кто-то упал, кто-то налетел на какой-то шкворень/притолоку и т.п. Очень много детей, которые будут лезть и в самые укромные точки. Как будут решать эту проблему, я пока не знаю - но вообще круг экспонатов, на которые можно залезать, расширять обязательно надо. Пока можно со всех сторон ходить, трогать и смотреть снизу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/754106/754106_original.jpg)
19. Очень важный момент: полная историческая достоверность. Никакого мерзкого майданизма головного мозга, никаких следов "украинства" - как, например, поступили в Киеве с уникальнейшим и единственным в мире паровозом ИС, начав стирать с него звезды и сковыривать аутентичные надписи и таблички. Ну то есть, всё выглядит именно так, как ходило в свой период по железным дорогам, исторически достоверно. Если Сталин - то Сталин и герб СССР, если Николай II и двуглавые гербы, то именно они. Все надписи исторических ж/д тоже в наличии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/754293/754293_original.jpg)
20. Всё стоит в аутентичном виде.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/754726/754726_original.jpg)
21. Наш экскурсовод (к большому сожалению, не записал его имя). Теоретическая подготовка неплохая, и когда я слушал пояснения, то отметил про себя только некоторые мелкие ошибки. Отсебятины вообще не было, что приятно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/754657/754657_original.jpg)
22. Все экспонаты сгруппированы по историческим периодам, не перемешаны. Этого на Варшавке тоже не было.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/755033/755033_original.jpg)
23. Отметил и стремление к созданию "отраслевого" стиля. Вот, например, указатели в виде поставленных "на попа" рельс. А скамейки сделаны виде шпал :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/755259/755259_original.jpg)
24. Везде периодически попадаются "белые" инсталляции (см. также к примеру кадр 10). Почему белые и зачем они? Как мне сказали, они будут задействованы в какой-то "планшетной" фишке и при наведении выдавать некие эффекты или исторические справки. Это пока не реализовано, но стоит в планах освоения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/755463/755463_original.jpg)
25. Военный и "ленд-лизовский" отдел музея. Кстати, на таком же американском Еа я в 2000 г. кидал в топку уголёк, на перегоне Хабаровск - Волочаевка :)
Стоит тут и трофейный Тэ (германский тип 52 - "военный паровоз"), только чуть дальше.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/755744/755744_original.jpg)
26. Самый главный хит "подковы" - это, конечно, разрезанный подлинный паровоз Эр и его тендер. Пришлось частично пожертвовать начинкой для того, чтобы все его "кишки" и "внутренности" были видны для понимания устройства его действия. Наверное, для такого огромного и значимого музея это оправдано. Смотрится очень наглядно, я пока ещё нигде не видел подобного (хотя, говорят, такое же сейчас сделали и на депо Подмосковная). Под паровозом устроена канава, можно внимательно рассмотреть его и снизу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/756101/756101_original.jpg)
27. Разрезанный паровоз спереди.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/756433/756433_original.jpg)
Второй хит внутреннего пространства - тренажёр тепловоза ТЭП70 (вроде). Пользуется гигантской популярностью. Но опять же, из-за этой самой популярности, его отлаживают чаще и по какому-то не очень понятному расписанию включают-отключают.
28. Можно подняться и на второй уровень и смотреть всё сверху.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/756546/756546_original.jpg)
29. Отсюда всё воспринимается по-иному. Также виден и масштаб "подковы".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/756799/756799_original.jpg)
30. Веер путей у поворотного круга.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/757022/757022_original.jpg)
31. Стиль подписей к технике. Очень симпатишно смотрится и снизу. Кстати, тут выставили первый вагон "Красной Стрелы" раннего образца. Сам вагон, конечно, предреволюционный (1912-14 гг.), а поезд пустили в 1931-м.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/757473/757473_original.jpg)
32. Ксения, автор половины фотографий этого поста.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/757633/757633_original.jpg)
33. Открытая площадка тоже довольно большая, ходить можно много. Очень важно, что между путями - большое пространство, можно спокойно смотреть технику со всех сторон.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/757829/757829_original.jpg)
34. Между "подковой" и открытой площадкой - трансбордер (безлокомотивное устройство перемещения). Поэтому появилась возможность построить ряд тупиковых коротких путей для просторного размещения техники.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/758040/758040_original.jpg)
35. Внутри "подковы" стоит ещё один СО.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/758473/758473_original.jpg)
36. Сохранили и поворотный круг старого депо.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/758545/758545_original.jpg)
37. Подвижного состава на открытой площадке стоит порядка 30-40 единиц и есть резерв для размещения. Привлекает всеобщее внимание "Сокол" - предшественник "Сапсанов" от ЦКБ Рубин, неудачливое детище ельцинской эпохи от строителей подводных лодок. А вот ЭР-200 я пока не увидел. Возможно, он ещё на реставрации, или я мимо прошёл.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/759032/759032_original.jpg)
38. Много стоит и редкой экзотики.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/759248/759248_original.jpg)
39. Артиллерийский транспортёр с Красной Горки вместили между "подковой" и путями Балтийского вкз.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/759344/759344_original.jpg)
40. Но самый хит открытой площадки - это конечно, ракетный поезд (БЖРК). Здесь, в отличие от Варшавки, он стоит вольготно и незаслонённо. Можно подлезать и рассматривать все его детали, или отходить в сторону и снимать его в комплексе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/759770/759770_original.jpg)
41. Из выявленных узких мест - это точки питания. Пока я увидел только одну - на такой гигантский комплекс одной точки явно мало. Может, есть и ещё (или планируется?), но я не видел.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/759997/759997_original.jpg)
42. Кафешка сделана в виде вагона. Неплохо - но можно было за мизерные деньги допилить до большей аутентичности. Например, на стену слева напечатать баннер в виде рифленой поверхности вагона и окон с пейзажами. Я даже готов предоставить музею снимки с Транссиба высокого разрешения бесплатно, из моих прошлых поездок - если они всё же решат усовершенствовать интерьер. Кроме того, не задействован очевидный резерв русского железнодорожного колорита - чай выдаётся в фаянсовых чашках, а здесь обязательно надо выдавать чай в ж/д подстаканниках! И чтобы посетитель мог набрать кипяток из титана. Кофе можно и в чашечках.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/760298/760298_original.jpg)
43. Очереди. Они сейчас огромные в выходные, но уже небольшие в будни. Готовьтесь к тому, что если вы придёте в субботу или воскр. утром к открытию, стоять придётся час-полтора. И это - в низкий сезон, ноябрь! Когда смотрят музей по факту только питерцы. Люди терпеливо стоят. А что будет в высокий сезон? Да, введут плату (говорят, рублей 200 будет), но всё равно думаю наплыв будет немаленький.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/760393/760393_original.jpg)
В целом, повторюсь - впечатление просто грандиозное, если не брать косяки освоения.
Я ожидал меньшего. Проект очень масштабный и имеет большие перспективы для модернизации.
Закладывайте на посещение не менее трёх часов. И очень много всего для детей - свои указатели, свои экскурсии. С детьми (где-то от 5 лет и старше) можно и на полдня приходить. Берите с собой воду.
PS. Некоторые из постов по теме с похода:
https://fundin-of-moria.livejournal.com/684675.html
https://flackelf.livejournal.com/924517.html
Journal information