Обычно я стою в стороне от торговых дел, а в особенности во время массированных всплесков активности; но в этот раз совпало так, что компания "Ситилинк" открывала четвёртый магазин в Питере и позвала посмотреть на процесс с разных сторон - как с точки зрения покупателя, так и продавца. Ну что, новый опыт - это всегда полезно. В общем, к полудню 24 ноября приехал на оживлённый перекрёсток проспектов Энгельса и Просвещения и уже на месте с некоторым изумлением узнал, что это не просто абы какая обыденная пятница - а особенная, которую некоторые товарисчи ждут чуть ли не весь год.
Но для начала - несколько слов о присутствии самой компании в северной столице. Компания "Ситилинк" пришла в Питер ещё в 2010 году и начала с первого магазина в районе Старой Деревни. Затем были открыты ещё два - охвачен густонаселенный район Купчино (ул. Типанова) и восток города (пр. Большевиков). И вот теперь непосредственная сфера влияния с удобным доступом распространилась на север города - Озерки, Просвет, Гражданка (новый магазин помечен стрелкой). Я бы сказал, что в стратегическом смысле неохваченным у них остался только Юго-Запад с полумиллионным населением. На карте это наглядно видно.
Кроме магазинов, имеются ещё пункты выдачи (куда доставка идёт с единого общегородского склада). Их сеть заметно гуще, чем основных опорных магазинов. Но там и время реакции на заказ несколько дольше - за счёт доставки.
Уже на месте мы побеседовали с Александром Лозовским (директором розничной сети Ситилинк).
Небольшие выдержки из нашей беседы:
- Скажите, а какой у вас вообще оборот сети?
- Общий или по Питеру?
- Общий, суммарно.
- Сейчас - порядка 60 млрд.руб.
- Солидно. Это в переводе, получается, миллиард долларов. Очень немало. А вообще, сколько вы присутствуете на рынке, с такой формой торговли?
- 9 лет.
- И, выходит, почти сразу же пришли в Питер?
- Ну... почти. Начинали мы с Москвы, где был открыт первый магазин на Амурской улице. Потом, через пару лет, пришли и сюда :)
- Теперь вы охватили Север, и вам осталось прийти в Юго-Запад города :)
- Думаем над этим. У вас в городе довольно напряженно с торговыми площадями. Нам ведь надо соблюдать баланс: чтобы держать низкие цены, нужны площади не только в оживлённых местах с хорошим притоком покупателей, но ещё и чтобы они были не запредельные по ставкам аренды. Так что решать такой ребус не так-то просто.
- А какой у вас процент он-лайн покупок в общей выручке?
- Около 80%. Но можно и просто прийти в магазин и выбрать через мониторы нужную вещь и тут же её купить. И всё-таки подавляющая часть заказывает заранее, пользуясь сайтом. У нас база в 3 млн. зарегистрированных пользователей, это серьёзная величина, и почти полмиллиона транзакций в сутки.
- Хорошо, а корпоративные продажи у вас как?
- Около четверти оборота. Ну и конечно, есть различные корпоративные программы лояльности.
2. Теперь давайте посмотрим сам новооткрытый магазин. Находится он в ТК "Шувалово" на пересечении топовых магистралей - Энгельса и Просвещения, а метро - практически напротив через проспект. Так что доступ вполне удобен. Заходишь внутрь и сразу направо.
4. Начинаем осмотр со складских площадей. Всё довольно компактно, пришлось вписываться в весьма ограниченные площади (раньше тут был какой-то продовольственный супермаркет).
5. У каждой группы товаров - свои поисковые метки.
6. А самые ценные и дорогие товары упрятаны в особую зону за сеткой. Теперь идём к окну выдачи...
7. ...и наблюдаем за процессом со стороны продавца. Сегодня у них очень горячий день - вот эта самая "чёрная пятница", да ещё и в день открытия. Все бегают туда-сюда практически непрерывно :)
8. В торговом зале, понятно, очень оживлённо. Во все окна очереди, народу дофига (дальше поясню, почему).
9. "Ситилинк" - электронный дискаунтер, то есть он работает по принципу "выбрал товар на мониторе без непосредственного соприкосновения с ним на полке", затем получил в окне выдачи, затем проверил. Есть есть проблемы с заказом - тут же работают консультанты, помогающие в выборе. Не все же покупатели продвинуты. Процесс покупки занимает 5-7 минут.
10. Обзор свойств товара на мониторе.
11. Затем, после выбора и оплаты - выдача заказа. Все актуальные транзакции отображаются на мониторе, по номеру чека.
12. Да, а теперь о том, почему в магазине так много народу и какая фишка этому способствует. Дело в том, что на первые три дня (24-26 ноября) действует акция "1000 товаров по рублю". Как она работает? Если у вас покупка (любая) от тысячи рублей в эти дни, то с чеком можно пройти в специальное окошко и получить за 1 символический рубль какой-то из более чем 20 видов товаров, на выбор.
13. Товаров, конечно, не тысяча, а больше (поток покупателей велик), просто название акции привязано к пороговой сумме чека. Но суть понятна: купил от тысячи, получил материальный бонус.
14. Виды товаров по такой акции - они выставлены тут же, чтобы покупатель мог выбрать. Чайник (несколько видов), утюг и т.п.
15. Вот ещё. Планшеты, тостеры, электровесы, что-то ещё, что я на глаз не распознал.
Кроме того, в дни открытия по специальным ценам продаётся и более серьёзная техника - стиральные машинки, ноутбуки, различная бытовая техника. Доставка - собственно ситилинковская (в логистике Ситилинка есть своя особенность - у них выстроена собственная курьерская служба доставки, без задействования сторонних компаний).
16. Адрес 40-го, юбилейного, магазина "Ситилинк" в Питере - на этом баннере. Ну а то, как происходит процесс внутри, вы уже видели выше :)
Приятных покупок в новом магазине!
Journal information