Предыдущая серия была мрачноватой и тёмной, т.к. мы шли, по версии устроителей Центра, через "чёрную дыру истории, отклонение от магистрального мирового пути". Многие читатели на это обозлились и стали ругаться. Но музей так хитро устроен, что после "чёрного коридора совка" лестница идёт наверх, к свету, и музей становится более дружественным и гораздо более интересным. Следующий квест для посетителя - надо пройти через семь лабиринтов эпохи 1987-1999 (с главными кризисами и событиями), чтобы в итоге выйти к наполненному светом сияющему Залу Свободы. Моисей ведь тоже водил свой народ сорок лет по пустыне, прежде чем выйти в Землю Обетованную.
Начало фундаментального перелома, по версии ЕЦ - это, конечно же, эпическое выступление Первого секретаря МГК КПСС Б.Н. Ельцина на октябрьском Пленуме 1987 года с критикой руководства партии. Ему тут отведён отдельный зальчик. Впрочем, смотрим всё по порядку.
1987. Смелый критик Борис и мрачные замшелые политбюрошники на заднем плане
2. Остаток чёрного советского коридора внизу посвящён эпохе Ускорения и Гласности, то есть 1985-89. Здесь на почётном месте и "Огонёк" Коротича...
3. ...и неистовый обличитель Советов правозащитник и учёный А.Д. Сахаров.
4. Ельцин переезжает из Свердловска в Москву, становясь главой парторганизации столицы. Вот и приглашение на грандиозные торжества по случаю 70-летия Великого Октября.
5. Заканчивается чёрное советское днище письмом Горбачёву.
6. И сразу за этим тёмный коридор ведёт к лестнице наверх, к свету. А то тут очень уж неуютно...
7. Причём - в буквальном смысле к свету! После мрачняка коридоров советской эры нас встречает залитый ярким светом подкупольный зал, где нон-стоп транслируется парадная документалистика эпохи 90-х. Глаза привыкают к такому гигантскому контрасту минуты две.
8. Тут очень светло и позитивно. Но музей устроен так, что надо пройти через семь лабиринтов-"дней". Каждый "день" посвящён крупному кризису или перелому - например, Августу-91, или Октябрю-93. Вплоть до 1999 года.
9. Будем смотреть все семь дней, ничего не пропуская. Как давили и наконец додавили "империю", которая бесславно подохла под своими же обломками.
10. День Первый - период с 1987 до лета 1991, когда Ельцин стал Президентом РСФСР и оболочка СССР окончательно стала "матрёшкой".
11. Входной зал первого лабиринта - тоже тёмный. Здесь очень живо и наглядно воссоздана атмосфера советской партократии, вплоть до мягких комфортных красных кресел Зала заседания Пленумов ЦК.
12. Сбоку придают колорита портреты членов позднесоветского Политбюро.
13. А сев в кресло, можно взять хорошие наушники и слушать речь Ельцина. Правда, погружение в действительность - почти полное, поверьте! Сделано на совесть. Фигура Ельцина на трибуне периодически меняется в проекции, отчего всё выглядит ещё более реалистично.
14. Тот самый зал.
15. У другой стены - стенды про "московский" период деятельности Бориса Николаича. Как он трогательно заботился об оживлении жизни в столице СССР.
16. Обвинения в популизме. Действительно, Ельцин вёл себя не вполне по канону, видимо, чувствуя внутренний запрос на это.
17. Затем идёт повествование о его травле после эпической речи на Пленуме. (от себя добавлю, что речь действительно наделала большого шуму - даже у нас, в Петропавловске-Камчатском, по рукам ходили "слепые" машинописные распечатки его выступления, т.к. оно не было опубликовано в открытой печати).
18. Далее идут следующие залы Первого Дня - зал Перестройки и Гласности и "троллейбусный" зал. Пожалуй, это были самые популярные точки в музее, по моим наблюдениям.
19. Здесь выставлено много артефактов этой, довольно близкой ещё к нам, эпохе. Начиная с литературы Гласности:
20. Всякие признаки "неформальной" активности, рок-тусовок, НТТМ и проч.
21. Феномену рока 1980-х посвящено много стендов и целая фонотека. Много наушников, можно одеть и слушать что-то по своему выбору. Народ тут просто реально отрывается! Некоторые взрослые стоят по полчаса, дети их дёргают, а они всё слушают и слушают.
22. Я и сам провёл тут минут двадцать. Очень сильно сделано, по части технического сопровождения: действительно, можно буквально погрузиться в эпоху.
23. В ассортименте есть почти все жанры, собранные тематическими блоками. И рок, и шансон, и попса, и стадионные записи, и документалистика 1987-90.
24. Визуально тоже всё оформлено на совесть, приятно пользоваться, нажимать кнопки.
Здесь же можно было наглядно наблюдать и поколенческие разрывы, и это было не менее интересно, чем слушать звуковой фон Перестройки :)
Например. Заходят в зал мама с дочкой. Мама лет сорока, а дочке на глаз - 8-9.
Мама берет наушники, выискивает Таню Овсиенко с "Миражом" и её просто прёт! Видно - человек счастливо улыбается, погрузившись в прошлое. Дочка, видя это, прямо подпрыгивает от нетерпения:
- Мама, а я! Мама, а дай мне тоже послушать!
Мама нехотя отрывается от наушников и даёт дочке:
- На... Это моя музыка школьных лет, очень душевная!
Девочка вслушивается, лицо её вытягивается... Снимает наушники, разочарованно:
- Мам, и это вам нравилось, да?
Мама:
- Много ты понимаешь! Ладно, дай мне, я ещё послушаю. Посиди пока вон в троллейбусе.
Или ещё. Сюда же заходит семья, солидный папа лет 45-ти, мама помладше и сын, годков примерно 12-ти.
Папа находит в ассортименте "Кино" и начинает фтыкать в Цоя. Лицо прямо-таки озаряется блаженной улыбкой. Послушав немного, даёт сыну наушники:
- Вот, Слава, послушай, какая же это сила!
Видно, что сын относится к папе с большим пиететом, он одевает наушники и слушает "Перемен".
Дослушал, снимает, папа уже ждёт восторженной реакции:
- Ну как тебе???
Сын (осторожно глядя на родителя и не желая его огорчать):
- Эммм... Да ничего так. Неплохо исполняет.
Но видно, что он остался глух к пафосу композиции :)
Есть и Вилли Токарев - тоже сверхпопулярная фигура середине 1980-х:
Вчера поймал я два потрёпанных гондона
Они унылые висели на крючке
Опять у бабы у своей просил пардона
Что ничего ей не принёс в пустом мешке
Я как-то про него писал отдельный пост, про его концерт на Камчатке в 1990-м.
Помню, тогда пожал ему руку, после концерта - стояли для этого в очереди! :)
23. Второй суперпопулярный зальчик ЕЦ - с троллейбусом.
24. Тоже очень живо и наглядно сделано. Люди тут буквально в очереди стоят, чтобы сделать селфи на фоне.
25. Можно зайти и внутрь, там всё подлинное.
26. На водительском месте вмонтирован киноэкран, и нон-стоп идёт про Ельцина фильм.
27. Ельцинская документалка периодически прерывается антисоветскими историческими вставками. Кстати, только тут, в ЕЦ, я с изумлением узнал, что небезызвестный Н.Сванидзе - герой пропагандистского фронта. Причём в буквальном смысле: его наградили орденом "За личное мужество" за медийное противодействие в экстремальных условиях прокоммунистическому большинству ВС РСФСР, в событиях осени 1993 года.
28. Здесь же по стенам развешаны плакатики "митингового" периода истории Ельцина, 1989-90.
29. Немаленькое внимание уделено и известному его визиту в САСШ 1989 года, который он совершил в статусе опального оппозиционера, но уже неприкосновенного депутата ВС СССР.
32. Кстати, именно после этого визита я впервые усомнился в ельцинской искренности: сам визит был какой-то тёмный и сопровождался нелогичными и мутными подробностями. Если отмотать нить времени назад, то с осени 1987 по лето 1989 фигура Ельцина была, если так можно сказать, "незамутненной" в народной репутации. А потом пошли разнообразные звоночки, особенно когда были опубликованы кадры его пребывания в Америке. Было явно видно, что он на многих кадрах или пьяный, или под какими-то веществами (сейчас-то мы знаем, что именно первое). Причём его поклонники тогда яростно отвергали версию пьянства, и говорили, что кадры фальсифицированы партократами, дабы его опорочить. Помню, у нас на работе тогда насчёт этого шли жестокие дебаты в курилке. Но вот я именно тогда почувствовал, что дело с ним нечисто (не раньше). Здесь же, конечно, его визит представлен в самых восторженных тонах, а критические статейки критиков - грязными пасквилями.
33. Тоже знаменитый кадр в американском супермаркете. Как тогда восторженно говорили, "клубника там появляется не в июне, а в 6 утра!". Только наивно-оранжерейные советские граждане ещё не подозревали, что это не совсем такая клубника, как они привыкли (садовая ароматная), а пластиковая безвкусная. Но это понимание пришло только лет через 7 после данного кадра. Надо было пройти через лабиринты Девяностых, чтобы многое осознать.
34. Оппозиционное положение Ельцина тогда закономерно толкнуло его в лагерь антисталинских радикалов. До этого он относился к вопросам истории отстранённо и в духе руководящих положений сьездов (не вникая особо в идеологию). Все его критические эскапады - уже позднейшие, с 1988 г. и позже.
35. А это уже фото фундаментального события, которое провело черту в судьбе Советского Союза за полтора года до его гибели: образование второго и не менее легитимного, чем союзный, центра власти. Причём Ельцин тогда был избран с перевесом в 1(!!!) голос. А как мы знаем из истории, двоевластие в России - верный путь к революции, к всеобщей Смуте и радикальным переменам. Кстати, испанцы недавно продемонстрировали, что уроки позднего СССР и ситуации "советской матрешки" они выучили - не дав каталонским сепаратистам образовать юридически действительный параллельный центр власти. И тем самым поставили дальнейшие переговоры под контроль Центра.
36. Тоже эффектный шаг Ельцина - публичный выход из партии прямо на сьезде! Работа на опережение. Конечно, замордованные "демократическим централизмом" классические партийцы и не подозревали, что "так можно". Но оказалось не только можно - но ещё и суперэффективно для карьеры и популярности. Здесь он угадал глубинные настроения - всем обрыдла карьерная серость позднесоветской КПСС. С "защитой Прибалтики" - тоже всё непросто: вскоре это оказалось защитой местных националистов и дезорганизацией движений союзных интегристов, а года через два-три - и прямой помощью в образовании этнократий с лишением гражданских прав части населения (в основном русских). Но понятно, что про эти неудобные моменты тут ни слова.
37. И, наконец, образование второй полноценной "матрёшки" внутри большой, союзной. С этого момента падение Союза было уже предрешено, в той или иной форме. Если до июня 1990 ситуацию можно было исправить легко, до июня 1991 - уже сложно и трудно, то теперь уже всё стало необратимым: легитимность Ельцина в России значительно превысила легитимность крайне непопулярного Горбачёва. Первый был избран прямым голосованием граждан, а второй - только депутатами, ещё и с сословными нормами представительства.
Как видите теперь, Ельцин-Центр неоднороден. Там есть как "тёмные" коридоры с показной мрачностью (история СССР), так и сильно и живо оформленные экспозиции и залы. Правда, вторые относятся исключительно к периоду популярности и президентства Ельцина. Но они реально посещаемы, людей цепляет экспозиция - это же их молодость.
Теперь идём в залы 1991 и 1993 годов.
Продолжение следует.
Journal information