[...] Разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения прекращена. Тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу. Об этом сообщил весьма информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России. Еще год назад казалось, что скоро ракетные поезда под именем "Баргузин" начнут становиться в строй РВСН. Напомним хронологию начала и окончания службы отечественного БЖРК стратегического назначения "Молодец". Кстати, совершенно уникального. В США подобного комплекса создать не смогли, хотя попытались сделать это первыми еще в начале 1960-х годов.
фото Ксении Агеенко
Насчёт "США подобного комплекса создать не смогли" это они, конечно погорячились. Штаты в своё время сделали и прототип вагона, сильно похожего на коммерческий грузовой, и проработали общий концепт поезда. Вагон был попроще советского - поскольку рельсовая Америка на 98% дизельная, не надо было придумывать систему отвода контактной сети. Да и допустимые нагрузки на ось там повыше - что тоже облегчало задачу конструкторам. Сама тяжелая ракета "Миротворец" тоже была полегче - 88 т вместо советских 105 т. Американцы там упёрлись больше в организационные и управленческие головоломки - ж/д сеть там частная, очень сложное переплетение путей разных компаний, и даже если бы договорились с "большой пятёркой", то все равно аналогичный уровень скрытности курсирования ракетных поездов было бы обеспечить на порядок сложней, плюс отсутствие централизованного управления сетью и отработанных алгоритмов движения ВОСО, которые в совершенстве работали в СССР. В общем, эту идею забросили.
Что же касается нынешнего сообщения о закрытии темы БЖРК (официально не подтверждённого) - то я думаю, что на 99% это решение, если оно принято - результат выделения главных приоритетов в РВСН и ограниченности текущих денег. Пришлось что-то рэзать, и решили направить средства на полноценный ввод "Сармата" вместо постепенно вырабатывающих гарантийный ресурс "Воевод". Разработчикам же БЖРК дали возможность сделать прототип и испытать реальные нагрузки на новом типе вагона - т.е. по факту продвинули НИОКР по данному направлению. А теперь (возможно) поставили на запасный путь и оставили как потенциальное средство давления на "партнеров".
Про возможное нарушение положений СНВ-III - наверное, тоже значимый аргумент. Ибо вписать 50-тонную ракету в пусковой вагон можно практически неотличимо от обычного товарного вагона, а ракетный состав - сделать абсолютно похожим на обычный. Это ведь не 105 т и 8-осный тяжёлый монстр старого украинского ракетного поезда. И тогда пришлось бы что-то делать со ст. 10 договора, которая запрещает применять меры маскировки, затрудняющие контроль положений договора за пределами районов развёртывания.
Также думаю, что НИОКР по теме точно приостанавливаться не будут - ибо китайцы активно разрабатывают свой БЖРК, да и что будет дальше по части стратегических вооружений, никто не предскажет. Поэтому при необходимости этот козырь придётся доставать из рукава.
Окончание статьи с историей современного "Баргузина":
[...] Конечно, БЖРК было жалко - это действительно очень мощные и почти неуловимые для любого нашего противника ракетные комплексы стратегического назначения. Но сегодня очевидно, снятие их с вооружения было неизбежно даже и без обременительных условий СНВ-2. Ракеты, выпускавшиеся на Украине и обслуживающиеся украинскими специалистами, в нынешних реалиях нонсенс. Кстати, Киев запретил специалистам "Южмаша" сотрудничать с РВСН России по всем направлениям. И реинкарнация БЖРК была возможна только с ракетами отечественного производства.
В декабре 2011 года командующий РВСН Сергей Каракаев уже почти официально заявил о начале возрождения БЖРК.
А в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения. В конце 2014 года командование РВСН еще раз, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся. Даже появилась информация о том, что в качестве их ракетного вооружения будут использоваться адаптированные баллистические ракеты комплекса "Ярс".
И, наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса. Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты "Ярс". Прессу тогда переполнили рассуждения о том, как будет выглядеть будущий российский БЖРК, которому дали имя "Баргузин".
Увы, в конце 2017 года выяснилось, что этот "Баргузин" уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено.
Технически создать российский БЖРК, полностью превосходящий тот, что был спроектирован в СССР, более чем реально. Скорее всего, дело в деньгах. Стратегических ракет для ответного удара у нас хватает. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения. РВСН ставит на вооружение "Ярсы". Для ВВС испытываются новые крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. И затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы в нынешних экономических условиях неразумно.
Опытно-конструкторские работы по "Баргузину" проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд быстро станет на рельсы. А пока про него забудем.
Journal information