Общий грузообоорот портов России вырос на 9% к 2016, а по сравнению с последним полным досанкционным годом (2013) увеличился больше, чем на треть (34%). Интересно распределение по структуре: экспорт - 606,5 млн тонн, импорт – 36,1 млн тонн, транзит – 58,2 млн тонн, каботаж – 86,0 млн тонн. На экспортные грузы приходится 77% всего грузооборота портов, хотя в % больше всего вырос каботаж (почти на 20% от 2016). Конечно, на рост повлиял рекордный зерновой урожай, а также невиданно горячая угольная коньюнктура. Наливные грузы (нефть, нефтепродукты) в вывозных портах стагнировали и даже уменьшались в натуральном объеме, кроме бурного роста в Арктике и небольшого на Чёрном море, зато сыпучие грузы сильно выросли. Тем не менее, нефтеэкспорт в деньгах вырос - т.к. нефть непрерывно повышается и снова достигла 70$/баррель.
По портам постсоветского пространства:
Порт Южный на Украине (в одесской зоне) увеличил грузооборот на 6,6% - в основном за счёт роста импорта в страну, он увеличился на треть. Но домайданных значений пока не достиг. Ильичевск (сейчас Черноморск) вырос на 8% и перешел порог-2013. Одесса тоже балансирует чуть выше этого порога, но с 2016 уменьшила грузооборот на 4%.
Клайпеда выросла на 7,5% - теперь 43,2 млн.т. Практически весь прирост за счёт привлечения балкерных грузов. По факту - самый успешный порт нероссийской части экс-СССР, также много перерабатывает белорусских грузов.
Рига покинула чёрную зону и перешла в красную (т.е. ниже порога-2013). Лишилась трети наливных и 12% угольных потоков.
Вентспилс нарастил грузоборот до 20 млн.т., но значительно ниже порога-2013.
По Таллину пока итоговых цифр нет, однако по 9 месяцам он показывал -9%. Что будет по 2017, посмотрим.
Расклад по бассейнам. Если в Арктическом бассейне - бурный рост, то на Каспии - деградация (только 50% от досанкционного уровня). Балтика и Азово-Черноморский бассейн растут умеренно (5% и 10%), Дальневосточный - немного подрос (+3%).
Таблица по бассейнам с портами. Не на все есть данные, к сожалению. Там, где пока нет - пустые клетки.
Из отсутствующих тут данных надо отметить порт Сабетта - он достиг 8 млн.т., но пока не попал на portnews.
* Базой для сравнения оставлен 2013-й - последний досанкционный год.
Так намного нагляднее, поскольку стоимостные показатели менялись (особенно по нефти), курсы валют тоже, а натуральные показатели переработки показывают реальную напряженность грузовой работы, без влияния привходящих факторов и неплохо очищают различные манипуляции вторичными показателями.
Ещё по теме:
1) Крупнейшие порты России (2013)
2) Крупнейшие порты России (2014)
3) Крупнейшие порты России (2015)
3) Крупнейшие порты России (2016)
4) Свежие данные Portnews
Journal information