[...] Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон предложил построить мост через пролив Ла-Манш, сообщает Sky News со ссылкой на источники. Такое предложение господин Джонсон высказал на встрече членов британского кабинета с президентом Франции Эмманюэлем Макороном и французскими министрами в Королевской военной академии в Сандхерсте. «Это безумие, что две из крупнейших экономик мира связаны лишь одной железнодорожной веткой, хотя они находятся всего лишь в 20 милях (32 км) друг от друга»,— заявил министр. «Я соглсен. Давайте займемся этим»,— сказал Эмманюэль Макрон.
Вообще, с таким смешным в своей наивности предложением может выйти на публику либо дурак, либо популист. Поскольку Джонсон явно не принадлежит к первым, то это - классический популизм. Технически-то это вполне возможно, а вот экономически...
Давайте посмотрим исходные данные.
1. Мост должен быть не менее 35 км длиной над морем (это в случае, если он пройдёт кратчайшим путём на скалы Дувра). Скорей, ближе к 40-ка км. Плюс подходы по 2-3 км с обеих сторон.
2. С заглублением опор более 60 м (глубины пролива в его наибольшей узкости - 30-55 м).
3. Ла-Манш - район оживлённого судоходства, причём самых разных классов судов. Нужно сделать два, а возможно, и четыре судопропускных пролёта. Подмостовой габарит для больших судов - 60-75 м, для средних и малых хватит 25 м. Далее пробуем прикинуть, какова будет высота опор мост над водой, при таких требованиях. Ветровая нагрузка и т.д.
4. Тоннель в своё время обошёлся примерно в 5 млрд. ф.ст. (по масштабу цен 1990 г.) и не окупился за 23 года эксплуатации. Причём первые 15 лет он был в глубоком минусе и подвергался жесточайшей критике за дороговизну. Сколько будет стоит мост, остаётся лишь гадать.
[...] Оценочная стоимость проекта в 1985 году составила 2,6 миллиарда фунтов. К концу строительства фактические расходы составили 4,65 миллиарда из-за повышения требований к безопасности и экологичности тоннеля. По другим оценкам, всего на Евротоннель было потрачено около 10 млрд фунтов стерлингов (с учётом инфляции).
Евротоннель — грандиозный проект XX века, пока не окупившийся в финансовом отношении.
5. И главное - кто будет платить за банкет? При том, что тоннель уже есть и по нему уже перевозят как грузы, так и пассажиров? Каков будет смысл моста и колоссальных затрат на него, в этом случае? Дядя Джонсон вряд ли будет отвечать на этот вопрос :)
* * *
Мне представляется, что болтология Джонсона про мост - это из той же оперы, когда на главных транспортных форумах сиятельные ораторы на сложных щщах глубокомысленно рассуждают про мост через Берингов пролив, например :)
UPD. Дал краткий комментарий "Комсомолке".
Journal information