[...] БАКУ /Trend/ - Запуск железной дороги Баку-Тбилиси-Карс превратил Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) в приоритетный для Китая вариант транспортировки грузов в Европу. Об этом говорится в специальном отчете "Китайская инициатива "Пояса и пути": внутренние риски", подготовленном Global risk insights.
Согласно отчету, объемы железнодорожного транзита грузов через Россию имеют ограниченное пространство для роста, в то время как перспективы роста для Транскаспийского маршрута Китая намного более радужные.
"Недавний запуск железной дороги Баку-Тбилиси-Карс на Южном Кавказе сделал железнодорожные перевозки через Казахстан и Туркменистан гораздо более привлекательными. Расширяющиеся железнодорожные связи Ирана с Южным Кавказом и Центральной Азией также создадут возможности для торговли. Объем железнодорожной транспортировки из Китая через Казахстан в Европу достиг 102 тысячи контейнеров к началу ноября 2017 года. Текущие планы нацелены на то, чтобы к 2020 году достигнуть двух миллионов контейнеров", - говорится в отчете.
Авторы отчета считают, что открытие БТК, несомненно, поможет увеличить объемы транзитного оборота, и предлагают провести оценку того, насколько реально достижима цель в два миллиона контейнеров.
"Во-первых, рост транзитных перевозок должен быть сначала оценен с точки зрения экспортного оборота Китая с Южным Кавказом и Турцией, поскольку маршрут является мультимодальным. Например, Китай стал ведущим импортером в Турцию (2,1 миллиарда долларов США в течение 2017 года по состоянию на конец ноября). По состоянию на сентябрь, торговый оборот с Грузией в 2017 году составлял 640 миллионов долларов, притом, что Тбилиси надеется довести годовой оборот до миллиарда долларов, благодаря соглашению о свободной торговле. Остается еще работа по увеличению оборота между государствами на ТМТМ", - говорится в отчете.
В отчете отмечается, что расширение мощностей необходимо, учитывая растущую нагрузку на железнодорожную систему России. "Азербайджан ожидает, что первоначальная мощность БТК составит 5-6,5 миллиона тонн грузов, а в дальнейшем она вырастет до 17,5 миллиона тонн. Поэтому железная дорога БТК сделала ТМТМ предпочтительным вариантом для Китая для грузоперевозок в Европу", - сказано в отчете.
* * *
Правдой тут является то, что действительно маршрут БТК наиболее оптимален для китае-турецкого транзита, весьма немаленького. И тут закавказские котята (Азербайджан и Грузия) вполне могут получить свою долю бакшиша за транзит.
Остальное - - new-Васюки, особенно про 20-кратный рост потока контейнеров. Даже если предположить, что этот рост будет 5-7 кратным, то новые игроки тут же столкнутся с той же российской проблемой перегрузки путей сообщения. А грузоотправитель - существо капризное, и у него сейчас есть выбор в 40 поездов в неделю по транс-евразийскому маршруту без перегруза.
Про запуск новой линии через Карс я писал в октябре 2017-го.
Journal information