Литерный поезд №4001 с главными деятелями Совнаркома Российской Советской республики отправился с петроградской ст. Цветочная около 10 вечера 10 марта 1918, при этом Ленин выехал из Смольного только в 9.30 вечера. В целях конспирации состав отправился с потушенными огнями.
Про эту станцию я не так давно писал пост "Питерский Мао и станция, где Питер как столица закончился".
Картина, посвящённая событию. Автор, увы, неизвестен
Вот сама станция Цветочная (фото - май 2017).
А на этой карте Петрограда 1916 г. хорошо видно, как литерный состав с Советским Правительством убыл в Москву (показано стрелками). Грамотно: место само по себе глухое, примыкание к Николаевской ж.д. удобное, выйти на главную магистраль просто. Никакой Викжель ничего не заподозрит, а за это время состав придёт в Москву.
Вот ещё интересная подробность про событие (правда, достоверность под вопросом):
[...] Так же, в полной темноте и без традиционного гудка при отправлении, 4001-й тронулся в 10 часов вечера, выруливая по второстепенным путям на «главный ход». Согласно разработанному организаторами плану за 15 минут до этого от платформы Николаевского вокзала отошел другой литерный состав с «правительственными» пассажирами. Именно за ним и должен был пристроиться, выйдя на магистральный путь, поезд с Лениным. А в арьергарде следовал еще один из литерных спецсоставов, отправившийся с Николаевского. Благодаря этому поезд №4001 надежно был прикрыт и спереди, и сзади.
Все вроде бы шло спокойно. Как только «главный» литерный оказался на Николаевской магистрали, в вагонах зажгли свет. По воспоминаниям очевидцев, сразу после этого Ленин в своем купе занялся делом. Он писал очередную работу — «Главные задачи наших дней».
Однако без происшествий не обошлось. План спецоперации оказался нарушен уже в самом начале. За первым литерным составом с товарных путей Николаевского вокзала неожиданно тронулся «посторонний» поезд, да еще какой! Это был воинский эшелон, теплушки которого были набиты анархистски настроенными матросами, дезертировавшими с фронта. Из-за недостаточно четкой организации движения на железной дороге этот состав сумел вклиниться между головным литерным и «ленинским» поездами. Несколько раз при прохождении промежуточных станций эшелон-нарушитель пытались загнать на запасной путь, освободив дорогу 4001-му, однако агрессивно настроенная «братва», выскочив из вагонов, заставляла железнодорожников переводить стрелки на главный путь.
«Развязка должна была наступить на узловой станции Малая Вишера, где в то время все поезда обязательно делали остановку для смены паровоза или пополнения запасов топлива и воды на нем, — рассказывал Александр Никольский. — Когда среди ночи литерный, на котором ехал Ленин, подкатил к этой станции, она уже была полна высыпавших из теплушек воинского эшелона вооруженных дезертиров. Знали ли они о спецпоезде с главой большевистского правительства, неизвестно. Однако, как только 4001-й остановился, матросы попытались приблизиться к его вагонам... И наткнулись на шеренгу латышских стрелков, ощетинившихся штыками. А с крыш вагонов грозили стволы нескольких пулеметов. Навстречу анархистам вышел в сопровождении десятка бойцов Берзиня В.Бонч-Бруевич и предложил немедленно сдать оружие и разойтись по вагонам. Оказавшись под прицелом, дезертиры вынуждены были повиноваться. В итоге техническая остановка в Малой Вишере обошлась без стрельбы. Эшелон-нарушитель с запертыми в теплушках буйными матросами перегнали на запасной путь, а литерные правительственные поезда двинулись дальше уже в запланированном порядке».
* * *
Что касается Москвы как столицы, то возвращение её "столичности" надо отмечать или завтра, 11 марта (когда литерный поезд СНК около 8 вечера прибыл туда), или 16 марта, когда её столичный статус был узаконен постановлением IV Чрезвычайного Съезда Советов.
Объявление из "Известий" за 12 марта 1918 о разуплотнении Москвы:
...и официальное извещение от СНК, 16 марта:
Journal information