Сперва начало, умеренно нейтральное:
[...] «Министерство транспорта и связи Финляндии приняло решение рассматривать в дальнейшем маршрут железнодорожного сообщения с Северным Ледовитым океаном, который пройдет через Оулу, Рованиеми и Киркенес», — объявила на пресс-конференции в конце прошлой недели глава министерства Анне Бернер. «Арктическая железная дорога — это важный европейский проект, который обеспечит более короткий путь между северной арктической Европой и континентом. Такое сообщение улучшит условия для множества предприятий в северных регионах. Рабочая группа приступит к дальнейшему рассмотрению маршрута до Киркенеса», — добавила она.
Незамерзающий порт Киркенес, который расположен в 15 км от границы с Россией, был предложен как конечный пункт для экспорта и импорта грузов в Финляндию в отчете, подготовленном агентством транспорта Финляндии и управлением железных дорог Норвегии.
Ага, северные скандинавы решили строить железную дорогу в арктические ебеня. Затраты серьёзные, даже очень. Опыт арктического ж/д строительства у европейцев крайне невелик, но всё равно решили. С чего бы это так - повод задуматься, верно? Ведь есть проверенный путь через Суэц и Индийский океан, затем Сингапур - и вдруг такие мысли? Отчего лезть в эту холодную Арктику?
Но поехали дальше:
[...] В качестве альтернативных вариантов рассматривались маршруты Кеми–Нарвик (Норвегия), Колари — Трумсё (Норвегия), а также Кемиярви — Мурманск. «Все альтернативы технически оправданы. Однако существуют значительные различия в оценке стоимости проектов и их воздействия на экологию», — указал в отчете директор финского агентства транспорта Матти Левомяки.
Далее РБК доверчиво собирает все сплетни евроинтегрированных васюкинцев, включая безумный проект тоннеля под Финским заливом, который может быть воплощён разве что лет через 150, и то при жёсткой политической воле. Да в общем, даже само присутствие этого тоннеля в рассуждениях сразу говорит о несерьёзности пикейных жилетов, рассуждающих об арктических делах на сложных щщах. Ещё один безошибочный маркер транспортной болтологии - очередной "шелковый путь", затаившийся в абзацах текста:
[...] Северный «шелковый путь»
В интервью норвежской телерадиокомпании NRK А.Бернер подчеркнула значимость проекта в контексте создания новых глобальных транспортных коридоров: «Фактически мы устанавливаем сообщение между Киркенесом и Берлином. Финские перспективы рассматриваются в контексте запланированной постройки туннеля Хельсинки - Таллин. Маршрут станет также продолжением проекта Rail Baltica, который развивает ЕС. А для Финляндии это также стратегический пункт доступа к арктическим морям».
«Это также большой день для Китая, который получит новый входной билет в Европу», — отметил в интервью норвежскому изданию E24 руководитель норвежской исследовательской организации Sør-Varanger Utvikling Кеннет Столсетт. В январе этого года Китай опубликовал свою первую официальную стратегию присутствия в Арктике, которая нацеливает китайские компании развивать трафик через Северный морской путь (СМП), а также инвестировать в инфраструктурные арктические проекты.
Ну и Китай для солидности, да. А нормальной аналитикой по проекту они не стали заморачиваться, искать.
И каков же вывод РБК? А он в заголовке - см. в начале :)
Перевожу с сислибовского языка на простонародный сетевой: "Рашка снова просрала новые перспективы".
И вот всё у них так.
Сидят сотни щелкопёров с дипломами журфаков и ВШЭ и пишут наукообразный бред для своих сородичей.
* * *
Теперь давайте выключим либеральный говномёт
Первое.
Само намерение европейского бизнеса инвестировать в (крайне недешевую) железную дорогу для выхода к СМП говорит о том, что у Севморпути как инфраструктурной единицы открываются колоссальные перспективы. Это означает стабильный транзитный тоннаж, большие потребности в новых тяжёлых линейных ледоколах - атомных и не очень, загрузку проводками по уши, сборы за транзитное обслуживание и аварийный ремонт в северных портах. И надо бы такой новости наоборот радоваться - потому что в других публикациях сислибовские сми лицемерно воют, что "грузооборот растёт быстро, да - но ведь это всё каботаж, а не международный транзит". И гадят на СМП уже с другой стороны.
Второе.
Это также означает, что и сама стратегия постсоветской России с поворотом в Арктику после потери юго-западных краёв при распаде СССР - в принципе верная. Что в этом направлении открылись очень серьёзные перспективы, и заходить туда надо с заделом и накапливаемым опытом. Плюс оборонная активность и военное освоение Арктики - тоже в тему. Это контроль за стратегическим путём.
Третье.
То, что европейцы дорогу поведут по своей территории - совершенно адекватное решение и самое грамотное (с их т.зр., конечно.). Что было бы, если бы они проектировали магистраль с выходом на Алакуртти - Мурманск? А то, что
а) их грузы бы влились в общий, и так немаленький, трафик Кировской магистрали, и не имели бы приоритета,
б) они бы попали в полную зависимость от РЖД - а значит, от политики Российского государства, да плюс надо платить за транзит,
в) перегрузка транзита велась бы в Мурманском фьорде - и так имеющем кучу ограничений на проводку, плюс военная активность СФ на выходе - и это тоже ограничения в плане регулирования судоходства
Нарвик и Тромсё? Далеко обходить штормовой Нордкап, много сотен миль в плюс к пути, непростые фарватеры выхода. Тоже не гуд. Остаётся Киркенес. Самый короткий путь на восток.
Плюс (это сильно за кадром, но всё же...) - военная рокада, если что.
А проект евроарктической ж.д. - интересный для рассмотрения, да.
И хорошо загружающий СМП в перспективе.
Journal information